Машина, конечно, для города, но гоночная — для эмоций
«С раннего детства я рядом с машинами, — говорит Eвгений Ташланов. — Меня любая техника, начиная с велосипеда, роликов — все, на чем можно было как-то поехать, -интересовала. Школьником бегал смотреть на драг-рейсинг, который проводился в Плеханово».
Права Eвгений получил в 18.
— В этот же день поехал кататься, и меня остановил инспектор. Посмотрел удостоверение, увидел, что я получил права только сегодня, и спросил: «Не отмечаешь?» Я в ответ: «Конечно, нет». — «Ну, удачи тогда».
Через пару месяцев после получения прав принял участие в первых соревнованиях.
— Соревнования проводились в Тюмени, назывались «Железный перебор». Я выступал на «уазике» с полным приводом. Бездорожье в дисциплине триал, ночное ориентирование и трофи-рейд. Была какая-то эйфория от этих гонок, хотя результат не соответствовал моему восприятию самого себя как классного гонщика. Но старшие товарищи подсказали, чему еще надо научиться.
Тогда все смотрели боевик «Форсаж» с Вином Дизелем про уличных гонщиков. Eвгений как раз поступил на бюджетное место в институт, и родители помогли купить ему ВАЗ-2112. С ним участвовал в соревнованиях по драг-рейсингу в Тюмени и Eкатеринбурге. Следующий этап развития — ралли, появилась «восьмерка», более приспособленная для гонок. Сейчас Ташланов водит белый «форд фиеста».
— Затратно быть гонщиком?
— Конечно. 99 процентов участников спортивных соревнований вкладываются и не получают взамен никакого дохода. Надо рассматривать гонки как некое увлечение, как будто рыбалкой или охотой, но дороже.
— Насколько уход за гоночным автомобилем дороже ухода за городским?
— Смотря какой уровень соревнований: если участвовать в городских, региональных, то можно приехать и на стандартном. Всегда есть класс неподготовленных машин, к которым требования не предъявляются, только по правилам дорожного движения — огнетушитель, аптечка. Удобно тем, кто хочет попробовать свои силы. Кто-то затем продолжает участвовать в классе на стандартных машинах. Это менее затратно, не надо иметь специальную машину для спорта. А если ты начинаешь дорабатывать машину для участия в спортивных соревнованиях, то она со временем становится не пригодна для езды по городу. После установки каркаса она уже не допускается на дороги общего пользования. Да и из-за спортивного сиденья, отсутствия обшивки или кондиционера, шума в салоне не хочется такую машину использовать в городе.
Вообще сравнивать обычный и гоночный автомобиль — занятие сложное и ненужное, говорит Ташланов, потому что у них совершенно разные задачи. У городской — перемещать из пункта А в пункт Б, у спортивной машины — приносить эмоции, доставлять удовольствие.
— Какие качества воспитывают автогонки, полезны ли эти навыки на городских дорогах?
— В первую очередь полезна скорость реакции, неотъемлемое качество, которое воспитывает в себе спортсмен. И самое главное, наверное, — умение действовать в нестандартной ситуации.
— Автогонщику, особенно на серьезных соревнованиях, необходим особый склад характера?
— Хоть и существует мнение, что чаще результатов добиваются спокойные люди, меланхолики, мне кажется, тут нет большой связи. Eсли в жизни ты меланхолик, то в гонке надо проявить больше настойчивости, больше риска и поймать ту самую грань максимальных возможностей — когда ты едешь так быстро, как только возможно, но не превышаешь грань, чтобы не вылететь с трассы, никуда не врезаться. Соответствен -но, если ты сам по себе спокойный, то надо себя зарядить до оптимального уровня, а если у тебя, наоборот, холерический тип характера, то в гонке надо себя немного успокоить, чтобы не перейти эту грань.
— А влияют ли автогонки вашей категории на здоровье? Были ли у вас травмы? Я читала, что у пилотов Формулы-1 бывает отслоение сетчатки из-за перегрузок.
— Eсли и влияет, то не в лучшую сторону. На наших соревнованиях после нескольких минут заезда выходишь — и уже вспотевший, особенно летом. Одну аварию помню — на ралли «Западная Сибирь» влетел в сосну. Серьезно повредил машину. В больнице затем сделали снимок шеи, какое-то время носил воротник Шанца.
— Какую машину вы водите в городе? Пересели бы на гибрид или электрокар?
— В городе чаще всего вожу «тойоту», хотя против гибридов или электрокаров ничего не имею, в городе мог бы пересесть. Все-таки для меня машина — нечто одушевленное, мне нравится сам процесс, одно из любимых занятий — управлять автомобилем. При этом понимаю, что в городе по возможности от машины надо отказываться. В городских условиях машина — это все-таки зло. Ничего кроме пробок, загазованности, шума, она не приносит. Стараюсь комбинировать и пешеходные прогулки, и общественный транспорт.
— Вас не устраивает городское движение?
— Городское движение у нас напряженное. Строительством дорог этот вопрос не решить, потому что он будет провоцировать рост числа машин, а пропускная способность не безгранична. Нужно регулировать поток машин. Всю систему надо рассматривать с разных параметров. Например, доволен ли я состоянием уличной дорожной сети? Информированностью, качеством знаков, светофоров? Они хорошие. Ограничительных мер, которые могли бы регулировать трафик, наверно, сегодня недостаточно, потому что случаются, пусть и небольшие, заторы. То есть мы не находимся в критической точке. Все неплохо.
— Тренд последних лет — платные парковки.
— Да, платная парковка тоже способ регулирования автомобильного трафика. Мера, доказавшая свою эффективность.
— Что бы вы изменили в водителях?
— Я бы хотел, чтобы водители были более дисциплинированными и обученными. Права нам выдают один раз, и мало кто проходит затем дополнительные курсы, хотя такая возможность есть. Больше пешеходов, велосипедистов — меньше аварий, меньше напряжения.
***
фото: Евгений Ташланов.