Легкая атлетика и трудности перевода
14 апреля заключительный этап городской спартакиады инвалидов в легкоатлетическом манеже. До этого спортсмены состязались в армрестлинге, пауэрлифтинге, шахматах, настольном теннисе, теперь настало время легкой атлетики.
Каждый имел право участвовать не более чем в трех видах программы: на двух дистанциях и в техническом виде (толкание ядра или прыжки в длину). Дистанции от 100 до 400 метров преодолевали на обыкновенных колясках, а 800 и 1500 метров — на спортивных.
Послаблений для инвалидов нет, просто у них свои нормативы. Мне сначала непонятно, как же их могут судить, ведь возможности у каждого разные. Один не видит, другой плохо слышит, у третьего проблемы опорно-двигательного характера. На самом деле они только соревнуются вместе, а когда вручают награды, всех участников квалифицируют по своим категориям.
Оттого одна из самых важных ролей в соревнованиях — роль классификатора, которую играет Eлена Яковенко, основатель объединения молодых инвалидов «Вера». Спортсмены любят ее за душевность, называют мамой Леной.
— Нормативы для инвалидов другие, — рассказывает Eлена. -Классификация здесь очень важна, если спортсмену неправильно определить класс, он проиграет. Каждого нужно отследить. Eсли нет переводчика, слабослышащий старт не услышит, у опорников так же не обойтись без помощника-волонтера…
…Спортсмены поражают меня своей искренностью. Пусть болезнь отняла у них что-то, зато добавила сверхчувствительности. Они даже кажутся мне пришельцами с другой планеты. Не случайно у многих есть переводчики. Точнее, сурдопереводчики. У слепых есть сопровождающие. Так, у усатого Сергея Мельникова в черных очках есть проводник. Сергей -бывший десантник, травму глаза получил в бою.
Станок для толкания ядра — скамейка и держатель. Чтобы спортсмен правильно выполнил упражнение, его привязывают: кому-то ноги, кому-то туловище. Например, если есть тремор.
Колясочник Никита Жевно на соревнования приехал с мамой Юлией Александровной. Мама — его проводник и представитель. Никита толкнул ядро на 1,62 метра -хватило, чтобы занять первое место в своей категории. Вообще Никита боччист, кандидат в мастера спорта, поэтому толкание ядра для него в новинку. Также Никита занимается керлингом, сейчас ждет, когда закончится ремонт в «Титане», где были тренировки.
— Мы еще в третьей спортшколе соревновались в дартсе, армрестлинге. К сожалению, ничего не заняли, но хотя бы участвовали. По сравнению с другими городами, а мы много их объехали, у нас в городе вообще хорошо, много видов спорта для инвалидов — только выбирай. И все бесплатно, — говорит Юлия Александровна.
Владислав Чикишев, член спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Шанс», тоже занимается разными видами спорта — баскетболом, армрестлингом, сейчас и тренером стал. На вопрос, что ему больше всего нравится, отвечает: «Скорее всего, я выделю армрестлинг и парусный спорт, у меня дедушка строил корабли, был матросом, и я тоже корабли люблю, воду».
Владислав толкнул ядро на 4,54 метра.
— В армрестлинге работают одни мышцы, здесь другие. Я не тренировался перед соревнованиями. Eще 60 и 100 метров сегодня пробежал. Доволен, соревновался с хорошим настроением. Сегодня еще по баскетболу тренировка будет и, конечно, своя работа — армрестлинг. В мае будут областные соревнования, — говорит спортсмен. Иван Романов плохо видит, но бегает и достигает прекрасных результатов. Кажется, на городском уровне спортсмену уже скучновато, он в основном выступает на всероссийских соревнованиях. Сейчас готовится к основным стартам -чемпионату России.
Полностью слепые бегуны используют лидера, который бежит в связке со спортсменом и может направлять его. Но то, что бег для обычного человека и бег для инвалида-колясочника — это разные понятия, здесь, на соревнованиях, сразу забываешь. Никто не смущается и говорит «бегать» точно так же, как и другие спортсмены.
***
фото: Никита Жевно с мамой Юлией и сестрой.;Елена Яковенко