Где кончается услуга и начинается помощь
Госдума предложила Минздраву подготовить поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан», убрав понятие медицинской услуги. Ожидается, что мера позволит ограничить применение закона о защите прав потребителей, а также статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
— Этот вопрос давно обсуждается, с тех пор как все, чем занимается медицина, начали называть услугами. Конечно, врачи оказывают именно помощь, и я за то, чтоб это понятие и использовалось, — говорит уполномоченный по правам человека в Тюменской области Сергей Миневцев. Прежде Сергей Васильевич возглавлял областную клиническую больницу № 1, он врач анестезиолог-реаниматолог; именно поэтому, говоря о врачах, он использует местоимение «мы»: — Мы не продаем хлеб или холодильники, мы занимаемся помощью. Eсть что-то бездуховное в слове «услуга», а речь ведь идет о людях.
С Сергеем Миневцевым согласен торакальный хирург, заместитель главного врача по медицинской части ОКБ № 1 Игорь Бродер. Взаимодействие с пациентом многогранно, это не только поставить укол или сделать УЗИ, говорит он. Вся медицина строится на создании взаимоуважительных отношений.
Оба моих собеседника солидарны в том, что понятие «услуга» вполне уместно в контексте хозяйственной деятельности медучреждения. Сергей Миневцев объясняет: врач сам по себе не является субъектом права, за все отвечает лечебное учреждение. Вот к нему и хозяйственной деятельности понятие услуги не только применимо, но даже необходимо, ведь помощь посчитать очень сложно.
— Всю сферу здравоохранения необходимо содержать, развивать, прогнозировать. Термин «услуга» здесь удобен в ракурсе статистической информации, планирования. Так мы уже можем формировать простые услуги, комплексные, относительно количества услуг можем планировать количество оборудования, которое нам необходимо, — объясняет доктор Бродер. -Услуги также можно использовать как некий обязательный набор действий, которые должен провести врач. По моему мнению, сейчас логичны оба термина, но законодательно их необходимо разграничить, чтоб понимать, где заканчивается помощь и начинаются услуги.
Конечно, в законодательной инициативе речь не идет о полной декриминализации врачебной системы. Но сегодня ситуация такова, что пациенту (или его родственникам) порой достаточно сомнения, чтобы обратиться в правоохранительные органы. Результатом становится применение не только уже упомянутой статьи 238 УК, но и еще целого ряда статей, среди которых, например, «причинение смерти по неосторожности» (до пяти лет лишения свободы) и «неоказание помощи больному в случае бездействия, которое привело к негативным последствиям». Но можно ли считать, что врачам после поправок будет спокойнее работать?
— Eсли идти к пациенту с мыслями об уголовной ответственности, то лучше вообще не идти, -считает Бродер. — Можно сесть за руль и сбить человека. Любое бытовое действие можно оценить с точки зрения вероятности уголовной ответственности. Мы все живем в рамках, а выход за них подразумевает ответственность, в медицине никакие поправки этого не изменят, мы всегда будем работать с осознанием ответственности за каждое свое действие.
А как же расценивать случаи, когда врач сознательно идет на риск? Взять хотя бы сельских врачей, которые не имеют в распоряжении аппарата МРТ, а срочное решение принять необходимо.
— Нормативно-правовая база постоянно улучшается. Требований к врачам становится больше, и они жестче, но зато каждое действие предусмотрено. Eсли делать все в соответствии с клиническими рекомендациями, это гарантирует, что к тебе не применится статья о халатности. Экстренные случаи тоже прописаны, и если брать в пример сельских врачей, то уже давно они не остаются наедине со своими сложностями. В Тюменской области налажена система телемедицины, можно позвонить в областную больницу и запросить консультацию специалиста. Eсли нужно оборудование -санавиация из любой точки области доставит пациента к нам. Взаимодействие в рамках системы с каждым годом прочнее, и больше возможностей не совершить ошибку, если грамотно подходить к обязанностям, — подытоживает Игорь Бродер.
***
фото: Игорь Бродер.