X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Перекресток улицы с историей

Большой проект — реконструкция улицы Ленина -как и должно, начался с исторического места «откуда есть пошла Тюмень». Где когда-то утвердился небольшой острог, отделенный рвом и остроконечным тыном от враждебной ему Степи… А потом русский форпост продвигался все дальше на восток, оставив в глубоком тылу крохотную Тюмень в ожидании, когда свершится открытие века и превратит захолустную столицу деревень в нефтегазовую столицу.

Тяжелые механизмы, содрав с первого квартала улицы Ленина тонкую обложку асфальтовой цивилизации, словно повторяют сам ход истории в этой части света. Пойдем и мы, неторопливо оглядываясь по сторонам.

Остановимся на первом перекрестке и сразу поймем, что часы нашего путешествия пошли в обратную сторону. Мы попали в XIX век. Сто лет назад перекресток выглядел так же. Правда, вместо асфальта громыхала булыжная мостовая.

НИКОН ЛЕЙКИН

Кто-то говорит — реконструкция, кто-то, лучше зная программу большого проекта, называет ее капитальным ремонтом улицы Ленина. А теперь представим себе: пройдут весна, лето, вероятно, и осень потребуется строителям. И преобразится уличное пространство. Заблестит, засверкает новенький, словно полированный асфальт, во влажном блеске которого будут отражаться архитектурные шедевры перекрестка.

Eсли попытаться высчитать количество памятников на условную единицу площади, то, думается, здесь, на этом перекрестке, их плотность, возможно, максимальная для нашего города.

НИКОН ЛЕЙКИН

Давайте посчитаем: Николаевское училище (ул. Ленина, 5), дом Копылова (ул. Ленина, 4а), дом Костиной-Иванова (ул. Ленина, 8), дом Князева (ул. Ленина, 10), польский костел, дом Перевалова (Перекопская, 6). Каждый из них давно примелькался нам.

НИКОН ЛЕЙКИН

Самое таинственное — и самое скромное — это городское Николаевское училище. О нем не известно почти ничего — кто его строил? Да, конечно, о нем есть упоминания в книге «Архитектурное наследие Тюменской области»: что построено здание на городские деньги. И есть дата: 1896 год. Впрочем, мы и без пометки в книге о наследии могли бы догадаться, потому что 1896-й — год вступления на престол императора Николая II. Конечно, специалист, написавший текст для «Архитектурного наследия», без труда выделяет классические детали, украсившие фасад: все эти ризалиты, аттики лучковые, сандрики над окнами, ленточный орнамент в виде меандра и тому подобное. Но мне хочется прибавить к ним то, что видит обычный прохожий. Мягкий отсвет деревянного серебристого покрытия, который получается от взаимодействия добротной древесины и многолетнего ласкового касания солнечного света.

Однако переменчивый сибирский климат, скорее влажный, чем засушливый, тоже сделал свое дело. Обшивка здания со всеми его благородными элементами, о которых сказано выше, местами рассыпается в пальцах. Под серебристой поверхностью этой обшивки даже не пытается скрыться черная гниль.

НИКОН ЛЕЙКИН

Думается, что многолетняя служба этого здания в вооруженных силах страны не прошла бесследно для бывшего тюменского райвоенкомата. А ведь зданию 127 лет. Может, пришло время дембеля? И передать его в добрые руки, чтобы оно и впредь украшало город и улицу «лица необщим выраженьем»?..

Одна из самых увлекательных строительных историй, которые раскопал и описал в своей книге Сергей Кубочкин — о доме Копылова.

В нашем городе, пожалуй, самая часто встречающаяся сегодня городская деталь — это шлагбаумы. Ими здания отгораживаются от любопытного взгляда. Поразглядывав раскрашенный бело-голубой копыловский дом, я вернулся к шлагбауму и пролез под полосатой загородкой. Просторный двор — шаг, второй, третий. И… совершенно неведомое открылось с левой стороны — двор замыкается. Развалиной? Недостроем? Длинное распадающееся двухэтажное здание из красного кирпича. Такое впечатление, что своим дальним краем оно сползает в лог и уже падает туда. Я никогда и ничего о нем не слышал. Наверное, потому что ни разу не пытался подлезть под этот шлагбаум.

Сергей Кубочкин изложил историю тюменского небоскреба, как он его называет. Тюменский небоскреб? А может, он был когда-то вертикальным и упал, свалился в лог? Но нет, окна выглядят нормально. Оказывается, в начале двадцатого века хозяин усадьбы Василий Копылов решил построить самое высокое здание в Тюмени. Четыре этажа. И один подвальный. Вы можете себе это представить? Каких-то сто лет тому назад в Тюмени не было ни одного пятиэтажного здания! И попытки купца Копылова превысить традиционную высоту тюменских строений вызвали раздражение властей.

Кстати, надеюсь, вы обратили внимание, что большинство зданий, которые сегодня мы называем памятниками прошлого, в основном двухэтажные. И на этом перекрестке, и на улице 25 лет Октября, и на улице Володарского, и на Первомайской (бывшей Голицынской). Так было принято, а Копылов решил одним махом обойти всех. Но ничего не вышло. В конце концов, в спор «властей и хозяйствующих субъектов» вмешался тобольский губернатор. Купца судили, приговорили к штрафу в сто рублей, и было велено срезать лишние этажи. Вот над уровнем земли и возвышаются всего два этажа.

На солнце красный кирпич буквально сверкает, видно, как красиво выложены окна. Но трещины на стенах, разрушается часть дома, свисающего к логу. Кубочкин рассказал, что здание принадлежит столичному ведомству, и оно пытается передать его кому-нибудь для последующей реставрации. Хочется увидеть его восстановленным.

Дом Перевалова прекрасно сохранился. Этот черный красавец будто вырезан из цельного куска, но нет, сложен из бревен. Ажурная тонкая резьба. Я хотел бы описывать его в деталях, но его печальная история не дает мне этого сделать. Южная стена дома, выходящая к польскому костелу, выложена кирпичом для противопожарной безопасности. Она называется брандмауэр. Как будто сам хозяин Перевалов хотел уберечь дом от беды. Но жильцов дома от беды это не спасло.

Для себя я называю дом «командирским», хотя сегодня это вполне штатский особняк. Он ничем не напоминает фортеций, за исключением той самой кирпичной стены. Скорее, игрушка, любовно вырезанная мастеровыми людьми. Но пришло опасное время. В 30-е годы в этом доме жили, как сейчас написали бы, офицеры (в Красной армии это слово было не в ходу, поэтому всех военачальников называли командирами). А неподалеку есть еще один военный дом на ул. Республики, отмеченный мемориальной доской о том, что здесь находился штаб 65 стрелковой дивизии. На Перекопской жили командиры этой дивизии. Комбриг Гаврюшенко, начальник политотдела Миловидов, помощник комдива Белозеров-Гладышев… На тюменском радио я работал с корреспондентом Галей Белозеровой, тихой, как бы отстраненной женщиной. Через много лет я узнал, что она была дочерью полковника Белозерова-Гладышева… В 1937 году руководство дивизии было арестовано, их увезли в штаб Уральского округа и после короткого военного суда расстреляли. И комбрига Гаврюшенко, и полковника Белозерова-Гладышева, и политработника Миловидова. И стоит на Перекопской их бывший дом, как будто до сих пор в трауре по погибшим командирам.

Самая интересная история -про дом Князева. С какой стороны к нему ни подойди — будет отдельный рассказ. В этом году ему должно исполниться 136 лет. Построен в 1887 году. В справочнике по архитектурному наследию этот дом называют лучшим особняком, сохранившимся в Тюмени. Он долго стоял, завернутый в какую-то бледно-зеленую ткань в ожидании ремонта. Зато сейчас предстал пред нами во всем своем великолепии. Когда на улице положат свежий асфальт, который после дождя заблестит, как зеркало, красавец-дом будет смотреться в свое отражение.

Но я уже сказал, что если бы дом мог говорить, сколько разных историй он бы нам поведал. Например, историю о мальчике, который жил в этом доме в семье богатого купца Князева. В революцию мальчик стал поэтом и писал стихи под псевдонимом Красный бунтарь. Мальчик стал революционером, а потом — обычная история, о которой писали: «Когда революция стала пожирать своих детей». Поэт Василий Князев был расстрелян.

А в начале XX века в доме была молельня, куда сходились верующие евреи, пока не построили синагогу в нескольких кварталах отсюда.

Самый главный вопрос — кто все-таки построил этот дом?

В 1824 году в немецкой купеческой семье родился мальчик, назвали его Юлиус Фридрих Иоганн Дютель. Он окончил Петербургскую императорскую художественную академию и стал архитектором. Принимал участие в реставрации мавританских дворцов Альгамбры в Гранаде (Испания). Вернулся в Россию и в конце 70-х годов переехал работать на Урал. Он творил в Eкатеринбурге (знаменитый дом купцов Агафуровых). Строил в Перми, в Ирбите, а с 1886 года по 1889 год был тюменским городским архитектором.

Пролистав фото работ Юлиуса Фридриха Иоганна Дютеля, выполненных в Eкатеринбурге, Перми и особенно Ирбите, склонный в сторону осторожного поиска совпадений, я вижу сходство в фасадах. Конечно, любой специалист архитектуры в пух и прах разгромит мои выводы, но любитель нередко опирается на свои ощущения, а не на цифры. Так вот здания Дютеля в Ирбите (например, растянутое в длину здание училища) произвели на меня впечатление дежавю. Мой взгляд увидел в нем ту же профессиональную руку, что рисовала, а потом и строила жилище для купца Князева в Тюмени.

А может, авторы «Архитектурного наследия» просто «списали» этот особняк на Юлиуса Фридриха Иоганна за неимением других вариантов? В истории города Юлиусу повезло куда меньше, чем заступившему на пост главного архитектора в 1905 году Чакину. Отчего?

Видимо, власти — городской голова Петр Матягин и сменивший его в 1888 году (? Мальцев) не очень любили заезжего академика, а может, были проблемы с городским бюджетом? Во всяком случае, полной власти в городской архитектуре он не имел. «И. д.» -исполнял должность, написано о нем. О прибавке жалования пришлось просить, и то сперва отказали. За четыре года работы всего один объект получил его имя, да и то с унизительной оговоркой: «считается». Но какой объект! А вот в Ирбите его любимый стиль -неоренессанс с эклектикой — украшает город до сих пор.

***
фото: Николаевское училище;Капыловский «небоскреб»;Командирский дом;Особняк Князева;Городское училище, Ирбит.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта