На развалинах Рабочего поселка
Eсли сразу за офисом ТДСК на улице Республики нырнуть в автобусный карман и проехать парковку, то можно оказаться на развилке.
Одна сторона приведет в промзону, а вторая к двум заваленным строительным мусором улицам -Торфяной и совсем маленькой Юлиуса Фучика. Последняя служит подготовительным этапом ко встрече со старыми и практически забытыми остатками Рабочего поселка.
Eще в начале 2000-х поднимали вопрос о сносе домов в Рабочем поселке. Точнее, того, что от этих домов осталось. Часть все же удалось снести, а то, что сейчас, трудно назвать домами.
Улица Юлиуса Фучика соединяет улицы Чекистов и Геологов. На Геологов осталось всего три дома — №№ 35, 37 и 39. Когда-то у улицы была четная сторона, но теперь нет. Все три дома не пустуют — при мне пожилой мужчина пытается починить ливневку. Правда, дороги нет и не предвидится — у местных жителей, кажется, нет никаких машин.
А вот улица Чекистов имеет суровый вид. Она встречает предупреждающей табличкой «Осторожно! Территорию охраняет бешеный кот». Но кота я не встретила. Зато повстречала Александра, одиноко живущего в доме на улице Чекистов, 20. Время не пощадило его деревянный дом, доставшийся ему от дедушки. Дед Александра работал на заводе БКУ, всю жизнь прожил в Рабочем поселке и оставил дом детям. На мой вопрос, как ему живется в лесу, когда ближайший магазин на другой стороне улицы Республики, он ответил, что его все устраивает. Сам Александр — инвалид и живет на пенсию. Он считает, что обстоятельства не позволяют ему жаловаться на превратившийся в свалку поселок.
О том, что сюда часто заходят незваные гости, свидетельствуют оборудованные в кустах спальные места, и груды мусора, и надписи на заборах о злых собаках. И сами злые собаки — в глубь улицы Чекистов, где пока еще стоят дома №№ 23 и 24, вас не пропустят два злобных охранника. Они охраняют хозяйку дома № 24 (в № 23 уже никто не живет). Галины Булычек дома не оказалось, прикрикнуть на собак было некому, и мне пришлось в прямом смысле слова уносить ноги.
Прогулка по этому району больше напоминает игру в «живет — не живет», потому что аварийное на первый взгляд жилье может оказаться чьим-то домом. А дом, где каркас еще не накренился, а пакеты с мусором еще не скопились, может много лет пустовать.
На самом деле спрятанный за лесом поселок приводить в порядок смысла уже нет. На его месте можно было бы построить пару многоэтажных домов и расселить тех, кто вынужден жить в аварийном жилье. Но пока под программу КРТ попадают только два рядом стоящих дома — на улицах Чекистов, 24 (признанный аварийным) и Геологов, 49, в котором никого не осталось. Остальные о сносе пока не могут и мечтать, да и не хотят.
***
фото: Улица Чекистов, 19.