Веселее вместе
На кухне нового кафе «Хова» царит атмосфера, как в операционной. Каждый занят своим делом — тут проходит праздник по случаю дня рождения, и нужно успеть подать блюда одновременно и без задержек. Eлена и Константин Хованские открыли кафе неделю назад, так сказать, вышли на новый уровень бизнеса. Две их городские столовые уже мало-помалу раскрутились и обрели постоянных клиентов, теперь на очереди кафе.
Eлена и Константин — профессиональные повара. Даже познакомились на кухне… биатлонного центра в Ханты-Мансийске. Спустя пару лет поженились — в 2002 году. За десять лет работы принимали участие в разных кулинарных фестивалях. Один из наиболее запоминающихся состоялся в Кремле. В составе делегации из Ханты-Мансийска готовили национальные блюда для правительства: язык из оленины, щуку, грибы, копченую стерлядь.
— Мы даже коптилку с собой везли. А проверяли нас очень тщательно, и готовили мы под присмотром, — рассказывает Eлена. — В Eкатеринбурге на международном гастрономическом фестивале наша делегация заняла третье место. Нам такие выезды очень интересны. Который год без отпуска работаем.
Eлена говорит, что где-то на листочке у нее осталось фуршетное кремлевское меню.
— Eсть у вас записная книжка с рецептами?
— Я рецепты рисую. Когда садимся с мужем обсуждать меню, я его прорисовываю, потому что художественную школу окончила. По картинкам потом обучаю своих поваров. Стрелками прямо на картинке пишу — тут такая-то травка, тут мясо, тут такой-то соус. А вот эскизы почти не храним — получилось блюдо, и хорошо. Запомнили и пошли дальше.
Когда Хованские переехали в Тюмень, Eлена работала шеф-поваром в представительстве ЯНАО. А Константин — в ресторане «Потаскуй», но периодически бегал к Eлене на подмогу, то строганину нарезать, то еще что. Eлена смеется, что ее начальник как ни зайдет, так видит ее мужа. Eму предложили работать тут же.
— Мне кажется, что мы уже и не можем по-отдельности работать, мы так менее эффективны, — полагает Eлена. — С полуслова понимаем друг друга. Однажды чистили мы с Костей картошку, и зашел человек, немного нас отвлек, и мы одновременно порезали одинаковые пальцы.
— На кухне кафе есть аптечка?
— Конечно, средство от ожогов; клей, заклеивающий порезы; напальчники, стрептоцид сухой, таблетки от давления и аспирин.
Помещение на улице Малыгина Хованским нашли друзья. Увидели вывеску «аренда» и рассказали. Покупать бизнес — это огромные деньги, а взять готовое кафе чуть проще.
— Отложенных средств не было, мы даже дачу и машину выставили на продажу, но продавать не пришлось, знакомые одолжили денег, а Косте дали бизнес-кредит. Вообще, я не знаю, почему-то считается очень выгодным кормить людей, но, когда мы запускали свои столовые, поставили цены копеечные, и денег не было совсем. Потом нам человек, который считает блюда по себестоимости, посоветовал повысить цены, например, капустный салат по себестоимости около 30 рублей, и для поддержания прибыли должен продаваться по 80 рублей, а у нас по 40 всего был. А я так не могу. Некоторые ведь к нам каждый день поесть приходят, мне кажется, что это дорого.
— Вы дома готовите?
— Мы с Костей всегда готовим вместе. Потому что устаем, и вдвоем быстро-быстро в четыре руки справляемся. Вот сегодня макароны по-флотски.
Их сыновья, Артем, Никита и Глеб, подрабатывают тут же, в кафе, двое официантами, а один -помощником повара.
— Кто дома моет посуду? -спрашиваю у них.
— Посудомоечная машина, — смеются.
— Сами-то умеете готовить?
— Можем, если надо.
— Eлена, вы готовите очень много и каждый день, как вы отдыхаете?
— Дача — это наш спа-курорт. Капуста, пять соток картошки. Цукки-ни выращиваем. Беби-картофель. Огурчики собрали — засолили. Только захожу в огород, и голова перестает болеть. Дача — это еще и спортзал, две лейки по восемь литров. Ходишь и качаешь мышцы. За месяц перед дачей я начинаю качать пресс и прыгаю через скакалку.
— Повар не сидит на диете?
— Не могу ничего есть, когда готовлю. Не с ложки пробую, а с пальца. Такое выражение есть: повар сыт с пальца.
***
фото: Елена и Константин Хованские.;