Ягод нет, заработаем на зелени
— Огурцов нынче мало, не продаю, себе оставила, зато зелень хорошо идет и цветы, только-только ромашку продала, астры по четыреста букетик, а хризантемы по пятьсот. Четырнадцать грядок цветочков на даче, сестра — садовница прекрасная. Берите хризантемы, смотрите, как тесно букетику в пленке, пышный какой, — говорит Земфира Юсупова.
Оранжевые прилавки «Продаем свое» — одно из моих любимых мест в городе за это лето. Я благодарна местным торговцам за молочный зеленый горошек, сладкий крыжовник, тающую во рту малину, молодую картошку… На своей даче я малины и двух литров не набрала, смородины лишь горсточку, а горошка и вовсе не увидела. Как же они еще и продавать умудряются?
— В мае только снег сошел, цвет кусты набрали, как минус семь градусов ударило, и смородина замерзла, а потом засуха, но жить-то надо, — Галина Никитична полна оптимизма, как ее прилавок овощей. — Ягод нет, ну и ладно. Виктории собрали маленько, малинки, вот черемуха красная подошла, попробуйте — вкус детства. Заработок на зелени в основном идет.
— Овощи берут?
— Берут. Уговариваем. Успенка здесь, Перевалово здесь, Свердловская область здесь, Ялуторовск здесь, Курган. Нас много, а покупатель, битый да грабленый, идет, — смеется она. — Я рядом на улице Пермякова живу и не имею возможности встать легально, потому что в шесть утра, а то и раньше, места заняты. Но жаловаться не буду, за лето неплохо зарабатываем, к пенсии прибавка хорошая, одежку себе прикупишь, и на мяско посмотришь, и на колбаску.
— И внукам поможешь?
— А внуки пусть сами себе зарабатывают. Я и варенье сварила, и банки закатала, и сок томатный без добавок сделала. Раньше в магазине что-то можно на триста рублей взять, а сейчас и с тысячей там делать нечего.
— Цветы будете продавать?
— Конечно. У меня полдачи в цветах. Пионов двадцать три куста, лилии, нарциссы, тюльпаны, гладиолусы. Даче сорок пять лет, не враз цветник создала.
— Бог дал все! — считает Вера Буч-нева. — Я одного лука сколько собрала, а ягод вообще полно! Крыжовника только десять ведер, красной смородины тридцать пять литров, черной — и не считала. С огурцами хуже, чем в прошлом году. От перемены температуры: то холод, то жара, — завязи, как кипятком облиты, поникли, и это на каждом тракте так. У меня хоть и травы много, но растет и свекла, и морковь, и помидоры. Прошлый год морковка одна до килограмма вытягивала, а свекла до четырех килограммов.
— Почему тогда на урожай жалуются?
— Хоть какой урожай, а людям мало. И у того, кто лежит на диване, тоже ничего не растет.
Сестра Веры Алексеевны, Мария Колодина, сажает в том же дачном обществе «Подорожник».
— Огурцы неважные в этом году, для себя я посолила десять банок да ассорти наделала, — делится Мария Алексеевна. — Обычно до весны заготовок хватает, даже остается. Соседку угощаю: яблок дала, кабачок — ешь.
— На своей земле ты сам себе хозяин, правда?
— В квартире зимой у меня под двести давление, сахар до 15, -продолжает Вера Алексеевна. — На дачу переехала весной, а сегодня к терапевту пошла — давление, как у семнадцатилетней, и сахар — 5. Земля лечит, движение, похудела за лето на 17 килограммов. Знакомые спрашивают: «Вер, ты не заболела?» А я летом на траву сажусь, мне легче схуднувшей, тем более колени поменяны.
У Татьяны Снегиревой покупаю килограмм картошки «роза» и любуюсь красавицей-тыквой. За 84 дня она вымахала круглая, крепкая, большая — семь килограммов, хозяйка не определила ей цену.
— Тыкву еще унести надо…
— Я же таскаю. По два ведра картошки, на руках… А как иначе? Огород свой, не хочу нитраты в магазине покупать, зачем они мне нужны. Тем более дорого.
— Не зря стоите?
— Заработать удается. Бывает, и 2,5 тысячи рублей в день выручишь, а бывает, и ничего.
— Что лучше берут?
— День на день не приходится, -подхватывает Вера Алексеевна. -Соседка мешок огурцов продала, а я четыре килограмма не могу продать. Редис вчера брали, сегодня не берут. Вот вы у меня тоже ничего не взяли, давайте огурчиков вам положу, сладкие, за добавкой вернетесь.
***
фото: (Слева направо) Вера Бучнева, Мария Колодина, Татьяна Снегирева.