X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вообще-то ее звали Домникия

Моя бабушка Канева Домна Тимофеевна жила в деревне Кимкьясуй Березовского района Ханты-Мансийского округа. Бабушкин род -это переселенцы зырян, сейчас их называют коми-зыряне. Вообще-то ее звали Домникия. Но когда ей выдавали документы, сказали: «Что еще за Домникия? Домной будешь». Вместе со страной она пережила почти все страшные события того времени.

До революции семья бабушки была очень зажиточной, а после подверглась раскулачиванию. Расстреляли ее отца и пятерых братьев, отобрали кирпичный дом, в котором впоследствии открыли школу. В живых остался только младший брат Ганя. Потом он пройдет всю войну и дойдет до Берлина. Бабушка им очень гордилась.

Eе мужем стал Канев Алексей Васильевич, оленевод. Бабушка родила троих детей — мою маму и двух ее братьев. Но тут грянула война, Алексей Васильевич ушел на фронт и погиб в 1942 году под Новгородом. Eй как-то надо было содержать троих детей и хозяйство. Вместе со всеми жителями деревни она работала в колхозе, а по вечерам шила на заказ, в том числе обувь и одежду из оленьих шкур. Она считала, что всем детям надо дать образование.

Мама рассказывала, что после войны в деревне осталось мало мужчин, тем не менее бабушке несколько раз делали предложение. Но та отказывалась — чтила память погибшего мужа. Время шло, дети росли. Моя мама была младшей, бабушка ее очень любила. Когда мама вышла замуж, бабушка стала жить с ней. Семья много раз переезжала, бабушка была всегда рядом.

Она воспитывала моих сестер. До сих пор в семье смеются, вспоминая, что старшая сестра Мария была пухленькой, а средняя Вика — худой. Бабушка прятала Вику под одеялом и кормила ее конфетами втайне от старшей сестры. Вика была сорванцом. Однажды бабушка, скопив немного денег, купила маленькой Вике редкую в те времена болоньевую куртку. Вика же, гуляя во дворе, влезла на забор и повисла на этой куртке на ржавом гвозде, как Буратино. Такая печальная судьба оказалась у этого подарка. Вику бабушка очень любила, видимо, детей-сорванцов, которые доставляют много хлопот, часто любят еще больше.

Я родилась, когда бабушка была уже старенькой. Она всегда была очень верующим человеком. Соблюдала все христианские заповеди, держала пост. В семье до сих пор хранится как реликвия ее старинный медный крест. Все, что осталось каким-то чудом после конфискации имущества. А я маленькой любила играть в карты, в «дурака». Я просила: «Бабушка, поиграй со мной в карты». «Ох, грех ведь», — говорила она, но уступала моим просьбам. А еще бабушка учила меня буквам — в кухне висел алфавит, так что читать научилась в четыре года. Бабушку я очень любила. Она была доброй и какой-то правильной.

Умерла она в 86 лет. Похоронили ее в Тюмени на Червишевском кладбище.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта