X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Искренность, крапива и караси

Крапива — надвигающееся лето и первый суп с молодой зеленью. Крапива уходящее лето и время из зрелых стеблей заготавливать основу для будущей нитки. В старину на крапивную рубаху уходило от двух до пяти лет. Драгоценная вещь! А мы: сорняк, сорняк…

Крапива — это пусто, нет хозяев, все крапивой заросло. Крапива — это жизнь, песни народные, пирог и сыр с крапивой, пончики, пышки, огурчики малосольные, уха наваристая, караси по полметра — это первый Крапивный съезд в Маранке!

Делегатки и делегаты съезда съехались в небольшую деревню Ярковского района, чтобы окунуться в местный колорит.

— Понять, как развивается деятельность в условиях, когда у тебя ограничены ресурсы, в том числе денежные, и как жить традиционным крестьянским натуральным хозяйством, когда все производили сами — это одна из наших задач, — говорит организатор съезда и руководитель музея-усадьбы «Дом колхозника» Оксана Климерова. — Вторая часть эксперимента — добыть сырье из крапивы. Лен — культура, требующая культивации, самосевом не растет, с крапивой проще, ее очень много, особенно сейчас. На бывших фермерских землях она достигает 2,5 метра в высоту и является хорошим сырьем для добычи растительных волокон, из которых можно делать ткань.

— Изготовление одежды из крапивы — исторический факт, в Сибири им занимались ханты и манси, именно они делали крапивные рубахи и вышивали их, -рассказывает Валентина Шабардина, методист Тобольского музея-заповедника, где крапивный промысел в небольших масштабах возрождают уже восемь лет. -Лен и коноплю стали завозить позже, поэтому брали то, что растет под ногами. Ремесло очень трудоемкое: под осень собрать крапиву, вымочить, высушить, обработать, вычесать, спрясть, соткать и сшить. В жару натуральная ткань охлаждает, в холод согревает. Зная, как люди тяжело жили в то время, начинаешь ценить то, что есть.

В «Доме колхозника» деревенский уют и покой: горкой вздымаются пышные подушки, сквозь нежное ришелье на окнах пробиваются солнечные лучи, на перину так и хочется забраться и сладко заснуть, чтобы проснуться под запах свежеиспеченного хлеба из печи.

Татьяна Лаврентьева приехала посмотреть, в каком состоянии сейчас находится дом, где они с сестрой выросли, ведь принадлежал он их отцу, бригадиру колхоза Eвгению Петровичу Калашникову и маме Валентине Ивановне.

ЕЛЕНА МИХАЛЬКОВА

— Папа уходил на работу в пять утра, предварительно выпив литр молока, к девяти он возвращался завтракать, мама как раз собирала на стол, и уходил снова, — рассказывает Татьяна Eвгеньевна. -Часто брал меня в поля, там и коровы, и лошади, несколько раз я обедала вместе с комбайнерами, как же это было незабываемо! В доме сохранилась наша лавка, сидя на ней мы обедали, и глядели в окошко. Напротив располагалась старая школа, и мы часто с сестрой Галей прибегали на перемене с подружками, мама варила нам какао. Когда дорогу размывали дожди, мама выносила нам сапожки, мы переходили дорогу, а дальше шли в туфлях, обратно переходить — мама снова несет сапожки. Бабушка, которая жила неподалеку, бросала на грунтовку картофельную ботву, чтобы ребятишки не пачкали обувь. Я очень признательна Оксане, что наш дом живет, ведь следить за ним нет возможности.

Первые ощущения от Крапивного съезда: будто ты оказался в далеком прошлом, такое впечатление произвел показ этнографических женских костюмов от тюменского дизайнера Алены Павловой.

— Я не припомню подобных музеев советской эпохи в нашем регионе и понимаю, почему они влекут к себе, это не только прошлое, -уверена дизайнер. — Советская эпоха 50-60-х годов про достаток, честный труд, отдачу себя родине, ориентир на патриотизм и жизнь на виду. Сейчас не хватает искренности: в дружбе, в работе, в любви, в том числе к своей стране. Люди тоскуют по тем комфортным психологическим условиям. А еще я бы привезла сюда детей и показала им, как жить без гаджетов.

— Никуда не уезжайте, у нас караси на подходе! — предупреждает глава Маранского сельского поселения Майсиля Абдрахманова, она давно мечтает о привлечении туристов к заповедным местам. — Я составляла туристические места нашей территории, она занимает 50 тысяч гектаров, из них 33 тысячи — лес. Восемь озер, есть дома отдыха, куда приезжают рыбаки и грибники. Но и домов заброшенных, где все крапивой заросло, много. Хорошо, что Оксана продвигает нашу деревню, теперь о ней узнают. А из крапивы мы раньше вязали веники и подкармливали овец в качестве витаминов.

Для Минуры Смирновой, как и некоторых других жителей деревни, Крапивный съезд — еще и возможность подзаработать. Я покупаю у нее яйца и пирожки.

— Жизнь у нас такая: работает школа и сельсовет, остальные — на натуральном хозяйстве. Я стряпаю на дому на продажу: булочки, пироги. Eсли продукты приносят, то беру 250 рублей за пирог. Eще в пекарне подрабатываю и уборщицей в сельсовете. Молодежь на север ездит, в Тобольск, в Тюмень, за мелкими родители смотрят. Сейчас еще ягоды идут, люди стараются заработать на зиму.

***
фото: Мастер-класс по баурсакам;Дефиле в этнографических костюмах.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта