Много детей — много счастья
Раввин ортодоксальной еврейской общины города Тюмени Йерахмиэль Горелик — отец пяти дочерей и трех сыновей. В жизни семья полностью соблюдает традиционный еврейский образ жизни, и многодетный отец сразу признается: наша задача — не только быть любящими родителями, но и дать традиционное еврейское воспитание. Эта задача в Тюмени требует дополнительных усилий.
Родители составляют отдельное расписание для каждого ребенка. В первую очередь это связано с образованием детей.
— В нашей еврейской общине есть семейная группа по принципу детского сада, — рассказывает Йерахмиэль Горелик. — Другие семьи общины тоже приводят своих детей, мы приглашаем воспитателя. Со школьным образованием свои нюансы. Мы хотим дать детям как классическую школьную программу, так и традиционное еврейское образование. Мы выбрали для детей домашнее обучение, чтобы они могли соблюдать все правила уклада еврейской жизни. Например, кошерное питание, по нашим традициям с определенного возраста принято, чтобы мальчики и девочки отдельно занимались спортом, соблюдение праздников и шаббата.
Утром домой к Гореликам приходит учитель, преподает на русском языке. Так как дети разного возраста, учитель дает индивидуальные задания, выделяет время на объяснение каждому своей части школьной программы. Йерахмиэль Горелик уточняет, что с подбором учителя или воспитателя в детский сад проблем никогда не было, в Тюмени достаточно хороших специалистов. Традиционное образование проходит онлайн, ребята подключаются к урокам еврейской школы. Уроки ведут отдельно в классах для мальчиков и для девочек, программа включает уроки традиции, истории и иврита.
— В основном все мои подруги из этого онлайн-класса, так что вживую мы видимся примерно два раза в год, — рассказывает вторая по старшинству дочь Ривка, ей 13 лет. — Когда мы приезжаем в Израиль, я, по возможности, посещаю школу очно. Я была бы рада видеть их чаще вживую. На переменах мы болтаем, играем во дворе школы. Тем не менее я не ощущаю, что жизнь в России меня как-то ограничивает, у меня есть подруги среди прихожан, есть несколько знакомых вне прихода.
В какой-то момент онлайн-образования становится недостаточно. Так, старшая дочь Муси в этом году продолжит обучение уже в Израиле. Eй 15, школа предоставляет общежитие, и родители спокойно отпускают девочку, понимая, что образование должно быть полноценным. Дальше она продолжит обучение в колледже.
Не ограничивают детей и в выборе дополнительных занятий. К примеру, Ривка играет на скрипке и фортепиано. Она сама решила попробовать и попросила родителей пригласить учителя. Йерахмиэль и его жена Стерни считают, что важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься творчеством, а не только по воле родителей.
В спортивных секциях тоже есть определенные правила, которые нужно правильно организовать. Дети очень любят бассейн, но опять же купание у мужчин и женщин с определенного возраста должно быть раздельным, так что семья ходит к друзьям, у которых свой бассейн.
— У каждого члена семьи есть свой компьютер, так как это, по сути, его школа, и свое место в доме для занятий, — продолжает Йерахмиэль. — На компьютерах стоит система родительского контроля, так как случайно дети могут зайти на неразрешенные сайты. Социальными сетями они не пользуются, хотя наша вера их не запрещает, но как все мы понимаем, там легко увидеть неправильный для детей контент. Не секрет, что именно социальные сети могут создать наибольшее количество неприятных ситуаций. У нас есть список сайтов, где дети слушают хорошую, разрешенную нашими традициями музыку, смотрят фильмы. Даже на ютьюбе есть хорошие каналы, куда они могут заходить.
Я спросила Ривку, неужели у нее ни разу не возникало желания съесть некошерную шоколадку или послушать популярную поп-группу?
— Eсли честно, желания никогда не возникало, — говорит Ривка. -Это ведь не запрет от родителей, это запрет нашей веры, в семье и школе подробно объясняется, почему для нас правильно именно так. У моих подруг такие же интересы, как и у меня, нам нравится такая музыка. Касаемо некошерных продуктов, они даже аппетита не вызывают, я четко знаю, что мне это не для меня.
— Я никогда не задавал вопроса своим детям, хотелось ли им запретного, но сейчас, когда вы спросили, от ответа дочери у меня слезы на глазах, — говорит Йе-рахмиэль Горелик. — Это и есть моя цель как родителя — не запретить, а стараться быть примером того, что хорошо, а что плохо. Я даже не помню, чтобы мне когда-то приходилось наказывать детей. Интересно, что бывают случаи, когда в обычном магазине ребенок что-то просит и после моего «нет, это некошерно» сразу успокаивается. А вот когда мы в магазине, где продают кошерные продукты, и я говорю «нет», ребенок продолжит упрашивать. Он знает, что это кошерно, а значит, он может попробовать меня уговорить. Но «некошерно» — это абсолютное нет, и дети с малого возраста понимают разницу.
Старшие дочери подрастают, и скоро нужно будет выбирать им женихов в городе, где еврейская община совсем небольшая.
— У нас есть понятие «шидух», что-то вроде сватовства. Eсть шадхан, который подбирает пару, причем выбор вовсе не ограничен городом или страной. Например, мой брат — раввин в Казани, его старшая дочь вышла замуж за мальчика из Израиля, я был у них сватом, так как мальчик когда-то был моим учеником. Eще один пример -у сына главного раввина России Берла Лазара жена из Буэнос-Айреса. Точно так же все шло через знакомых. Но понятно, что это только предложение, а решение, конечно, принимается парой после личной встречи.
Традиционный еврейский образ жизни подразумевает очень тесные семейные связи. Раввин со смехом говорит, что у них дома тихо бывает только тогда, когда приходят гости, что, кстати, не редкость, к общению они всегда открыты. Дети много общаются, играют и проводят время вместе. Eсть и обязанности, Ривка, к примеру, любит готовить и помогает маме с младшими братьями и сестрами.
— Мой любимый день недели -шаббат, суббота, — говорит Ривка. -Это время для веры и семьи, когда мы полностью отказываемся от компьютеров и телефонов. Играем в настольные игры, гуляем, можем часами просто разговаривать, учимся с папой, а ужины могут длиться несколько часов, особенно когда приходят гости. Конечно, мы с братьями и сестрами, бывает, спорим, но семейное время для меня самое дорогое.
— Вы спросите меня, сложно ли быть отцом восьми детей. Таких детей — нет, несложно, и дай бог еще таких, — с улыбкой говорит Йерахмиэль Горелик.
***
фото: Семья Гореликов -Муси, Ривка, Ноте, Хана, Мирьям, Бейли, Лейвик, Менди, папа Йерахмиэль, мама Стерни.