Откуда взялись «броненосцы»
С малышами в загородном лагере всегда было сложнее. Все пять лет, что я работаю вожатой-аниматором, в младшем отряде стабильно попадались один-два сложных ребенка -гиперактивных, вспыльчивых, просто вредных, а зачастую все сразу. В этом году из двенадцати ребят таких оказалось шестеро.
Сначала я даже испугалась, что растеряла навыки и разучилась вожатствовать, но быстро обнаружила, что остальные работники лагеря боятся младшего отряда не меньше моего. Можно было бы подумать, что это просто случайность, ведь каждый капризный ребенок капризен по-своему: один отказывается ходить по-человечески (он будет носиться, ползать на коленках, передвигаться на четвереньках, на руках — но только не пешком, как просят), другой на всех лезет с кулаками, третий на все вопросы отвечает исключительно «не хочу» и так далее.
Однако после очередного случая паттерн все же обнаружился.
У одной девочки были самодельные бумажные ушки зайчика, а у второй — нет, и вторая («Так не доставайся же ты никому!») стащила из кабинета педсостава ножницы и изрезала ушки на мелкие кусочки. Я уже оказывалась в подобном положении раньше, но на этот раз ничего не сработало: все попытки достучаться до совести маленькой негодяйки разбивались о ее железное «и что?».
— Смотри, как ты расстроила Машу, она уже два часа плачет.
— И что?
— А если бы с тобой так поступили, тебе бы тоже было обидно.
— И что?
— Eсли будешь продолжать себя так вести, придется позвонить твоей маме.
— И что?..
После этого мы стали замечать, что не только для этой девочки, но для многих детей из младшего отряда будто не существует уважения к чужому труду, друг к другу, к старшим, к родителям. Многие из них на смене со мной практически не смягчались, даже доведя вожатого до слез (что обычно действует даже на самых вредных). Eсли ребенок наотрез отказывался что-либо делать — ложиться спать, мыться, играть в игру, — вожатому оставалось только занудствовать над ухом у ребенка по двадцать минут подряд до тех пор, пока ему просто не наскучит слушать бесконечное «иди-пожалуйста-в-душ-иди-в-душ-иди-в-душ… «
Возможно, дело в том, что первые сознательные годы этих детишек совпали с началом пандемии. Подразумевается, что в четыре-пять лет ребенок начинает активнее социализироваться, с интересом ходить в детский сад, в спортивные секции или в развивающие центры. Раннее детство же сегодняшних шести- и семилеток прошло в карантине, в обнимку с телевизором и компьютером. Очевидно, что эти дети чего-то важного не получили или получили недостаточно.
Вожатые — не психологи и не социологи. Мы не можем и не имеем права делать прогнозы насчет того, как с возрастом будут меняться характеры «постковидных детей». Возможно, я вообще поторопилась с выводами и просто мне не повезло с конкретным отрядом. На всякий случай решила съездить еще на одну смену в другой лагерь. Надо же проверить теорию.