Развиваться через боль
Один из принципов Мурата Нурпеисова, бизнес-консультанта, генерального директора компании MZN Brain Capital: развиваться через боль, если нет в жизни боли, то и нет развития.
Первый жизненный урок ему преподал дед — мулла в Северном Казахстане.
— Меня, тогда пионера, удивляло, что такой человек занимается тем, что молится за других, — говорит Мурат. — Я наблюдал за ним с недоверием. В маленькую комнатку с утра к деду приходили люди, просили его почитать молитву, спрашивали совета и платили за это. А после обеда приходили другие люди и просили денег. И он отдавал. На третий день я стал думать, что деда обманывают, и сказал ему об этом: они хорошо одеты, сыты, зачем им деньги? А дед ответил: «Не мне судить, кому нужно помогать, а кому нет, кто хороший, а кто плохой».
И я тогда вынес: не всегда после хорошего поступка следует вознаграждение, а после плохого — наказание. Это была жесткая ломка, потому что сформировался я в материальной среде, где между событиями существуют причинно-следственные связи. На самом деле события могут быть какими угодно, твоя задача увеличить их вероятность. Но самое главное -не выносить оценки окружающим. Eсли вас подвели, не стоит задавать вопрос: за что? Лучше спросить: почему? Не бойтесь проблем, с которыми сталкиваетесь.
Большинство людей избегают боли, и только боксеры идут к ней. В студенчестве Мурат пошел на секцию бокса, чтобы научиться постоять за себя. А если хочешь тренироваться бесплатно, должен выступать на соревнованиях. И вот вызывает его тренер Юрий Владимирович Папковский и говорит: через месяц соревнования с одним замечательным парнем, он скоро станет чемпионом России, ты для него, Мурат, проходной вариант.
— И я понял, что через месяц меня «убьют», — продолжает Мурат Нурпеисов. — Больше я переживал не из-за боли, боли я не боюсь, переживал из-за унижения, понимая, что все закончится для меня нокаутом в первом раунде. Тренер, видя мои потухшие глаза, пригласил к себе и дал задание: каждое утро и перед сном представлять две вещи. Что мой соперник ниже меня, а он был существенно выше. И как я пробиваю ему троечку на скачке, он припадает на колено, и я так делаю в течении трех раундов. Eще я себе говорил: у меня чемпионский характер, я навяжу этому парню свои правила. Он будет меня уважать. Я быстрый, у меня жесткий удар, я буду контролировать его, я уклонюсь от его сильных ударов… Тот бой я проиграл по очкам, но заработал уважение как тренера, так и соперника. После боя у меня девять дней гудела голова от пропущенных ударов, но травмы и боль прошли, а гордость и вера остались.
На днях Мурат прошел тестирование в институте спортивной адаптологии.
— Было интересно смотреть на монитор в то время, когда на тебе установлены датчики и газоанализатор дыхания, и видеть, как реагирует тело на разные нагрузки, -говорит он. — Во время этого теста я с удивлением узнал, что многое зависит от реакции нашего мозга и установок, которые декларируют нам или декларируем мы. Во время тестирования один момент поразил меня. И специалиста центра, а она-то повидала немало спортсменов разного уровня! С увеличением нагрузки становилось все тяжелее. И я, обливаясь потом, считал секунды. И вдруг специалист, которая находилась позади меня, сказала строго: осталось две минуты, надо выложиться. И у меня словно наступило озарение — флешбек. Я увидел себя в углу ринга. Мой тренер Александр Александрович Паули стоит за канатами: Мурат, осталось две минуты, надо выложиться! Я услышал тренера, стал увереннее и пошел в центр ринга. В этот момент кривая на мониторе пошла вниз, у меня откуда-то появились силы. Специалист удивилась… и добавила еще нагрузку и время. Но это все уже не имело никакого значения. Когда я завершил тестирование, сотрудник обратила внимание на эту нестандартную ситуацию. Все показывало, что я на пределе возможностей. Но после нескольких слов, сказанных в нужное время и с правильной интонацией, мозг мобилизовал и психику, и тело. Я хотел ответить ей, что это все заслуги моих тренеров, что научен принципу работать до последней секунды, что важно вырвать победу в конце, но промолчал. Слишком это пафосно звучало.
***
фото: Мурат Нурпеисов.