Самое сложное в работе с детьми — их родители
Страх едва ли не каждого школьника — родительские собрания… Впрочем, еще нужно разобраться, для кого эта история более травмирующая — для детей, их родителей или учителей.
Я расспросила своих одноклассников, и оказалось, что страх перед родительским собранием в нашем классе был поголовный, даже у отличников.
— Это скорее был страх неизвестности. Мало ли что о тебе скажут, а может, вообще наврут, а потом и не докажешь. Мама после собраний всегда приходила уставшая и злая, хотя не помню, чтобы хоть раз меня ругала, — рассказывает Алена Гараничева.
— Ждешь маму и вспоминаешь все грешки, в панике размышляя, за что сегодня прилетит. Причем, насколько я помню, маму больше всего возмущало не то, что я накосячил, а, цитирую, «я там как дура перед всеми краснела!», — говорит наш задира Игорь Михеев.
В ходе обсуждения всплыла интересная ассоциация: родительское собрание — практически суд, на котором тебе слова не давали. Там покажут оценки, расскажут, кто как бегал на переменах и сколько раз подтянулся на физкультуре.
Для родителей это тоже повод на несколько часов вернуться в свои школьные годы, причем не в лучшем смысле.
— Когда заходишь в школу, мироощущение резко меняется. Учитель в любом возрасте воспринимается как человек, который умнее тебя, даже если это молодая девушка, как было с классной руководительницей моей средней дочери, — считает Анна Южакова. -Садишься за парту с ощущением, что не выучила урок по предмету «воспитание собственных детей». У меня в каждом классе моих детей были постоянные соседки по парте, с одной мы даже записками перекидывались. А вообще не помню дня, когда мне было бы не лень идти на собрание. Их всегда назначают вечером, когда ни сил, ни времени уже не остается. Думаешь, раз уж пришел, то надо индивидуально к учителю подойти, а таких желающих весь класс, и процесс растягивается на часы.
Две дочери Анны уже студентки, младшая в десятом. За годы Анна посетила десятки собраний, да и учителя менялись. Любые мама или папа, конечно, хотят слышать о своем чаде только хорошее, а на собраниях говорят всякое.
— Из всех наших учителей только две классные руководительницы не имели привычки обсуждать детей при всех родителях, — продолжает Анна Южакова. — Последнее собрание, на котором я была, вообще закончилось скандалом: учительница, которая первый год работает в школе, при всех родителях заявила, что поведение моей дочери, наверно, связано с тем, что у нас неблагополучная семья. А ребенок вообще ничего ужасного не сделал. Как мама я готова слышать мнение учителя, обсуждать, как помочь ребенку, но этот прилюдный позор просто отбивает всякое желание приходить на собрания. Я даже интересовалась, законно ли не ходить на собрания или учитель потом вправе натравить на меня органы опеки.
Зачастую классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании, хотя в законодательстве этого не предусмотрено. Однако в Конституции четко прописано, что родители несут ответственность за образование и воспитание своих детей. Также и федеральный закон «Об образовании» содержит раздел о роли родителей.
Для учителей родительские собрания — не только обязанность, где они отчитываются о проделанной работе, успехах детей и информируют о планах на будущее, но и возможность получить обратную связь и акцентировать внимание родителей на проблемах.
— Я хорошо помню одно из последних собраний, — рассказывает учитель русского языка и литературы на условиях анонимности. -В тот день у меня было девять уроков, с обеда во рту не было ни крошки. Пришли злые уставшие родители, у которых на лицах читалось полное нежелание тут находиться. Вместе мы каждые пять минут поглядывали на часы в надежде узнать, когда мы можем уже разойтись. Я никогда не выношу индивидуальные проблемы детей на общее обсуждение, поэтому вместо 45 минут собрание затягивается на два с половиной, а то и три часа. Некоторые реагируют нормально на сложности своих детей, у других я по глазам вижу, что ребенок дома получит. Но абсолютное большинство начинает спорить, доказывать, что это я недоработала, недоглядела, не поняла. После последнего такого собрания я просто разрыдалась. Правильно говорят, что самое сложное в работе с детьми -их родители.
На вопрос, как сделать собрания менее травмирующими для всех участников, учительница предложила проводить их в выходной. Но пока администрация школы ее предложение не поддерживает. Также ей кажется хорошим решением приглашать предметников на эти собрания — чтобы родители могли задать вопросы напрямую, не играя в глухой телефон с классным руководителем.
Анна Южакова, в свою очередь, считает, что собрания стоит проводить без прилюдного обсуждения отдельных детей. Предложение, в котором она не уверена, но его можно обдумать — чтобы учителя писали на детей индивидуальные отзывы, где четко будет сказано, на что родителям обратить внимание, без траты времени на обсуждения (правда, сколько времени учитель должен потратить на это и, главное, где он его возьмет, Анна не уточнила).
Мои одноклассники, часть из которых и сами уже родители, считают, что дети тоже должны присутствовать на собраниях.
***
фото: