И вставил в шину шип
— Дошиповку делали еще в Советском Союзе, когда не было заводских шипов, их делали в гараже и вкручивали в зимнюю резину, — сообщает мне редакционный водитель Владимир Сухоруков после пятого автосервиса, где такую услугу не оказывают. — Качество шипов зависело от резины. Мы ее тогда называли «снежинка», «белка» или «белгородская». Заводские шипы появились только в девяностые годы.
Я уже отчаялась выполнить редакционное задание. Но Владимир Анатольевич привез меня в шиномонтажку на улице 50 лет ВЛКСМ, 96/1, небольшое белое здание, на котором большими красными буквами написано «Ошиповка зимних шин». У въезда пять машин, водители терпеливо ждут. Над шинами трудятся двое.
Руслан Тураев в серой шапке тут мастер на все руки. И рук этих в день жестянщика отчаянно не хватает. Поэтому поговорить с ним у меня не получается — он слишком занят. Я выхожу, чтобы подождать на улице.
— У меня шинам лет пять было, мастер сказал — дошиповать нельзя. Купил новые, — рассказывает мне водитель, представившийся Александром. — В колесе 156-200 шипов, я купил по скидке — 5700 рублей за одно колесо, а один шип тут стоит вставить 15 рублей.
Мужчина уверен, что шипы держатся в зависимости от самой резины и манеры вождения — от агрессивной и быстрой езды они выпадают. Да и сам шип может быть плохим.
— Eсли мастер хороший и колеса позволяют, лучше поставить шипов пятьдесят, если ни одного шипа нет и резина плохая, то, конечно, проще купить новую, — рассуждает водитель.
Мастер шиномонтажа закончил с одним колесом.
— Дошиповку надо делать раньше, в сентябре последний срок, когда ее делаем. Процесс проводим специальным аппаратом, но теперь его тут нет. Шипы вставляем ремонтные — надежные, кованые. Другие китайские, алюминиевые, не получается, — говорит мастер Руслан Тураев.
В мастерской недалеко от ТРЦ «Гудвин» мое внимание привлекает плакат «Инструкция по услуге дошиповки ремонтными шипами». Согласно инструкции, до-шиповку делают, когда заводской шип отсутствует в отверстии, сломан, сточился или шатается. Требования к шине — остаточная глубина отверстия под шип не менее шести миллиметров, также необходима эластичная резина и отсутствие существенных разрывов отверстий до или после дошиповки. Ремонтные шипы отличаются от заводских, во-первых, увеличенным донышком, во-вторых, на корпусе у них есть пластиковая втулка, в-третьих, они бывают разного размера. Все это позволяет ставить такой шип на место, где стоял заводской. Именно увеличенное донышко не дает ему потом вылететь. Во время обкатки дошипованной шины пластиковая втулка деформируется и заполняет собой то пространство, которое было разбито старым шипом. В итоге новый шип не люфтит и теоретически не вылетает. Eсли норма выпадения заводских шипов за сезон может превышать и десять процентов, то доля вылетевших ремонтных шипов не должна быть больше одного-двух. Таким образом, ремонтные шипы даже надежнее. Но только в том случае, если дошиповывали шину правильно.
***
фото: