В музей, отдохнуть от забот
Недавно, отбросив обычные дела, я решила посетить выставку «Шедевры художественной коллекции» в музее имени Словцова, благо была рядом, в госпитале для ветеранов.
Выставка работает на третьем этаже музея; зал для экспозиции прекрасный — как в плане освещения, так и размещения картин. Просмотр экспозиции начинается с портретов XVIII века, и это закономерно, так как до этого времени живопись в основном сводилась к написанию икон и картин библейского содержания. Основоположниками портретного жанра считаются Владимир Боровиковский (1757-1825), а также Василий Тропинин (1776-1857), работы которых представлены на выставке. Эти портреты были парадными, с минимумом эмоций на лице, они отражали высокое положение персонажей, а все костюмы выписывались очень точно, с мельчайшими деталями. Позднее появились так называемые бытовые портреты с описанием окружающей среды, будь то изба, пасека, печь или прялка. Мастерами этого жанра были Николай Неврев (1830-1904) и его картина «Мальчики, играющие в карты», Григорий Мясоедов (1834-1911), его картина «Урок пряжи», Владимир Маковский (1846-1920), картина «В деревне». Конечно, лучшим портретистом был Илья Репин, но его творчество представлено единственным портретом актрисы.
Вызывает интерес и притягивает взгляд картина Бориса Кустодиева «Купальщица», писал он ее, уже будучи больным, передвигался только в коляске, имел серьезные проблемы с позвоночником, но какая жизнеутверждающая сила исходит от картины, от этой здоровой женщины!
Небольшой зал посвящен картинам, которые представляют «серебряный век русской культуры» конца XIX и начала XX веков. В это время уже существовала фотография, которая четко отражала и фиксировала людей, природу и все, что вокруг. И это техническое открытие подтолкнуло художников к новым приемам живописи, это было зарождение русского импрессионизма. На выставке представлены работы Константина Коровина (1861-1939), Василия Поленова (1844-1927), Александра Герасимова (1881-1963), Станислава Жуковского (1873-1944).
Особо мне понравились картины передвижников, например, этюд Ивана Шишкина «Родник в лесу». Шишкин был мастер этюдов, делал многочисленные их выставки, а главное, он воспел русскую природу, писал этюды и картины только с натуры, и каждая веточка, листочек и кора дерева у него живы и естественны. Eще маленькая деталь: практически на всех его работах преобладает зеленый цвет, и я думаю, что художник знал, что глаз человека быстрее и ярче всего улавливает этот цвет из всего спектра луча света. В знаменитой картине «Рожь» на заднем плане стоит засохшее дерево, все это связано с личной драмой и тяжелыми утратами в семье: потеря отца, затем двух сыновей, смерть брата жены, художника Васильева, и тяжелый удар — это неожиданная смерть жены. Он остался один с маленькой дочкой Лидочкой и от такого горя бросил живопись, сильно запил, но смог подняться. Женился второй раз на талантливой художнице, но тут новый удар: через два месяца после рождения дочери жена умирает от родовой инфекции. Шишкин начал угасать и скончался скоропостижно за мольбертом, начав громадное полотно «Лесное царство».
На этой выставке есть еще один этюд художника-передвижника -«Весенний мотив» Алексея Саврасова (1830-1877), а также картина Поленова «Вилла Медичи».
Особо можно выделить картины Алексея Венецианова (1780-1847), он первым начал рисовать мир русской деревни, быт и жизнь крестьян. Прекрасен его «Портрет женщины в белом».
Довольно многопланово отражена отечественная живопись XX века, где основным методом был социалистический реализм, главными темами которого должен быть человек труда, его значимость в обществе, пейзажи родной страны и индустриальные стройки. В 50-е годы очень много работ посвятили Великой Отечественной войне и революции.
Надо сказать, что соцреализм, возможно, был идеологически извращен, но художники, работающие этим методом, были большими мастерами кисти и композиции. Всем известна картина Валентина Серова «В Смольном»: если посмотреть внимательно, можно отметить, что вокруг Ленина не плотная толпа людей, а четко выписанные лица с определенным характером, мыслями и взглядами на события. А как выразительно выписана фактура предметов, будь то сукно шинели, замша куртки, меховые отвороты рукава! Быть художником соцреализма не каждому под силу. Интересна работа Александра Дейнеки «Ветреный день», где в живописном месте купаются и бегут в воду обнаженные женщины. Сюжет простой, но пейзаж и эти счастливые люди притягивают взгляд, так что смотреть на эту картину можно долго и не заскучаешь. Надо отметить, что Дейнека одним из первых художников соцреализма начал изображать обнаженные фигуры; в 34 арках станции «Маяковской» столичного метрополитена представлены мозаики Дейнеки на авиационную тему, и там тоже есть несколько фигур девушек-спортсменок в открытых купальниках и, конечно, девушка с веслом. Очень интересная работа Юрия Пименова «В ожидании поезда», отвечающая всем принципам соцреализма, с полной детализацией всех предметов, сочетанием красок и тематикой полотна.
«Суровый стиль» 60-70-х годов представляет полотно Александра Пантелеева «Красные телефоны», где много металла и углов, с преобладанием темных тонов фона и деталей. Уже длинный пост, хотя я описала только половину увиденного. Со мной был фотоаппарат «мыльница», с которым отлично работает Надежда Павлючкова, а у меня снимки плохие, извините, пожалуйста. Желаю всем посетить эту выставку, будет интересно и хорошо отдохнете от забот и хлопот.
P.S. Кто-то страдал из-за отсутствия картин из запасников при открытии музея — так все в свое время, вот они, приходите и смотрите с наслаждением.