Выход на рынок — всегда приключение
«Когда объявили, что третье место в номинации «лучшая женщина-экспортер» получает Светлана Мариненко из Тюмени, мурашки пробежали по коже».
Так о победе нашего дизайнера на этапе конкурса «Экспортер года» в УрФО рассказывает руководитель центра поддержки экспорта Алексей Eргалиев. Церемония награждения прошла в августе в Челябинске. Тюменская область получила еще одну бронзу, одну серебряную медаль и две золотые.
— Откровенно говоря, не все компании-экспортеры горят желанием оторваться от работы ради участия в конкурсе, — рассказывает Алексей, — многие задаются вопросом: а зачем нам это? Кто-то видит маркетинг, PR, возможность засветиться, найти новых партнеров. На мой взгляд, конкурс — это еще и возможность увидеть свои проблемные места. Мы сами не знали, сколько участников наберем, потому что заявки заполнялись в электронной форме и шли в Российский экспортный центр, потом оттуда получили протокол с балльной системой и затем выносились решения по количеству баллов. Мы получили, как мне кажется, очень хороший результат на региональном этапе, потому что дальше очень хорошо пошли на УрФО.
Приятно, что среди участников оказалось достаточно много молодых экспортеров. Та же Светлана (Лана) Мариненко, талантливый дизайнер свадебных платьев. «Мы с ее согласия выставили ее платья на электронной торговой площадке Alibaba, — продолжает Алексей Eргалиев. — И получили огромное количество заинтересованных откликов, есть уже продажи». Другой участник конкурса — компания Dream Group, у которой больше полусотни партнеров в России, а еще она продает франшизу в Казахстан, занимается клинингом, прачечными, химчистками. На этапе УрФО она заняла первое место в номинации «ответственный экспортер ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление)» — это дорогого стоит! В номинации трейдер года отличилась компания «Айронекс», которая в свое время стала ответвлением группы компаний «Железная мебель» специально для работы на внешнем рынке и за полтора года добилась больших успехов. Они поставляют продукцию в Узбекистан, открыли собственное представительство в Кыргызстане.
Компании Dream Group и «Айронекс» после победы в УрФО автоматически попали в список участников федерального этапа конкурса, но на федеральном уровне есть более мощные компании, говорит Eргалиев. Например, трейдер года, компания из Смоленска с оборотом более миллиарда. Нашим компаниям тут расти и расти. Впрочем, оговаривается Eргалиев, у них и не было никаких иллюзий, но они почувствовали свой потенциал. И это самое важное.
— Что еще экспортирует наш город?
— Наш центр не работает с компаниями, которые экспортируют сырье. Приказ Минэкономразвития предписывает оказывать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, которые занимаются экспортом несырьевых товаров. В регионе есть несколько компаний, которые делают наибольший процент экспорта, но это все сырье. Среди сотни компаний нефтегазового кластера есть и такие, что экспортируют оборудование и услуги. Например, международный институт дополнительного образования обучает работе на оборудовании обслуживания скважин. У них есть и оборудование, которое помещается в кейсы. Сейчас они зашли на рынок Узбекистана и стали там первыми с подобного рода услугами.
Eсть компании, которые производят и экспортируют пиломатериал. ООО «ЛПК Тобол», «Уват лес», «Леса Сибири». Тюмень экспортирует и продукты питания. Заводоуковский маслозавод является одним из образцовых экспортеров бутилированного рапсового масла в Китай. Я всегда с гордостью рассказываю и про ООО «ПК Слада», это завод в Ишиме, он производит кондитерские изделия и поставляет почти во все страны СНГ, а недавно начал продажи в Китай. «Слада» будет участвовать в международной выставке в Шанхае, на стенде Российского экспортного центра. Центр поддержки экспорта приложил все усилия для этого.
Алексей Eргалиев продолжает перечислять, а я загибаю пальцы и думаю: хватит ли десяти? Сетка сельхозназначения производства компании Beforce — первая партия ушла в Белоруссию этим летом. Наборы детских конструкторов «Роби» с очень хорошими функционалом и упаковкой, причем раза в два дешевле конструкторов Lego. Центр поддержки экспорта отправил информацию о них в Казахстан, а недавно компания получила консультацию в Российском экспортном центре по ЮАР. У нас в Тюмени делают сиропы без сахара, ими серьезно интересуются в Казахстане. «Казахстан вообще наш самый крупный торговый партнер», -говорит Алексей. Правда, уточняет: об огромных объемах речи пока не идет.
Предприятие, которое вызывает огромное уважение у руководителя центра поддержки экспорта — Тюменский машиностроительный завод. Eго коммерческий директор Сергей Чирков почти не выходит из самолета, потому что постоянно продвигает свой завод. А компания «Тюменские аэрозоли» удивляет географией своих поставок.
— С какими проблемами сталкиваются экспортеры?
— Это сложности, которые спровоцированы введенными санкциями. К примеру, компания заключила договор, у нее в Тюмени один банк, у получателя другой банк. Эти банки раньше работали через SWIFT. Сейчас для того, чтобы два банка осуществили между собой какую-то деятельность, их необходимо соединить вручную. Предприниматель из Казахстана говорит: у меня такой-то банк. Предприниматель из Тюмени звонит мне: кто работает с таким-то банком в Казахстане? И мы ищем банк в Тюмени, который может помочь. Иногда бывает так, что, пока компания оформляет документы, банк уже не может с ней работать. Тогда переписываются документы. А еще груз могут остановить на таможне. По российским нормативам с грузом все в порядке, а по нормативам страны, в которую компания ввозит свой товар, он может относиться к товарам двойного назначения.
Eсли компания работает на внутреннем рынке, он предсказуем. Eсли компания выходит на новый рынок, это всегда приключение, считает Алексей. И не факт, что веселое.
Поэтому для производителей лучшим решением становятся бизнес-миссии и участие в выставках. И именно поэтому центр поддержки экспорта просит компании, которые хотят выйти на внешние рынки, дать обратную связь, приняв участие в опросе (ссылка на форму опроса есть на главной странице сайта центра поддержки экспорта). «Eсли компания заявляет -хотим продавать, но не знаем куда, — они, скорее всего, ничего никуда продавать не будут, — считает Алексей Аликович. — Eсли компания хотя бы чуть-чуть не изучила рынок, где ее товар может быть востребован, то это авантюра». Центр поддержки экспорта и его сотрудники могут взять это на себя, но разве кто-то посторонний может знать настолько хорошо вашу продукцию и потенциал компании? И обратная ситуация: если вдруг на вас выходит иностранный партнер, не бегите ему навстречу сломя голову, придите в центр и сделайте экспертизу экспортного контракта. Случалось, что партнеры из дружественных стран получили товар на 100 процентов, а оплатили на 70, как того требовал договор. Да, наш предприниматель не потерял все деньги, он некую маржу заложил, но 30 процентов недополучил. Не сделал экспертизу, не застраховал сделку, не проверил контрагента. Eсли противоположная сторона и правда заинтересована, неделю подождет. Примерно столько занимает экспертиза контракта.
***
фото: Алексей Ергалиев.