X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Добро пожаловать на Чукотку

Рейс Хабаровск — Анадырь авиакомпании «Якутия» задерживается на 12 часов. Транзитники послушно побрели к представителю авиакомпании, который разместил всех в гостинице. Наутро в аэропорту та же история, но задержка уже пять часов. Нормально, скоро улетим.

Некоторые пассажиры уже перезнакомились между собой. Семья чукчей с двумя ребятишками. Трое мужчин среднего возраста, наладчики котельных установок. Летят в Певек в командировку на полгода, а может, и больше. Парочка с Алтая — Ирина и Слава. Им за 50. Eдут жить и работать в Эгвекинот. Их пригласили. Она педагог, он мастер на все руки. Такой везде необходим. Имущество, скотину и птицу продали. Машину в том числе. Дом оставили. Поехали зарабатывать деньги и пенсии. С семью плотно набитыми чемоданами и сумками они выглядят уверенными. Знают, куда едут. Мне они сперва даже показались немного безбашенными. Как это — бросить все и уехать в провинциальную Чукотку? Настоящие русские авантюристы.

Стюардесса скучно пригласила на посадку… Через четыре часа самолет мягко сел в аэропорту Угольном Анадыря. В иллюминаторе бесконечная тундра и чистое небо. Вот только опоздали на рейс в Эгвекинот. В кассе билетов нет на тридцать дней вперед. Хорошо, что друзья побеспокоились и внесли меня в нужный список. Значит, завтра, если будет погода, улетим. А пока едем в гостиницу «Норд» поселка Угольные Копи.

Тепло, три кровати в номере. Санузел на этаже. Доширак в соседнем магазинчике.

Утро задалось. Над тундрой солнце, значит, все, кто был в списке, получат билеты до залива Креста. Так называется аэропорт поселка Эгвекинот. Билет в одну сторону 18 000 рублей. «ЧукотАвиа» жжет. Пассажиры разместились в маленьком пятнадцатиместном самолете DHC-6. Как-то еще и багаж вошел. Самолетик вырулил на взлетку, запрыгал по полосе и уверенно поднялся в небо. Двери в кабину не было, и можно было наблюдать за действиями летчика. Но в иллюминаторе картинка открывалась не менее интересная. Под крылом на сотни километров лежала испещренная реками и ручьями тундра. Сопки и далее горы казались талантливо нарисованными на огромном холсте. Дикие неизведанные места. Смотришь вниз — моргать не хочется. Летим уже час. Никакой хозяйственной деятельности человека не обнаруживается. Над водой самолет поворачивает, идем на посадку. Касание. Самолет забавно сплясал по полосе и встал. Отличная работа экипажа.

Воздух на Чукотке не похож ни на что. Здесь с запахом цветущей тундры смешались горные и морские ветра. Вдох глубокий и.

Какая самая известная улица в России? Правильно. Улица Ленина. Вот там меня и встретили мои друзья. В Санкт-Петербурге они занимаются производством лодок и катеров. Перегоняют их через всю Россию-матушку на Чукотку. В Анадыре и здесь, в Эгвекиноте, у них база. Продажи и перевозки в этих краях весьма востребованы. С некоторых пор обслуживают известный фестиваль «Берингия», принимают группы туристов. Для этого на косе Мээчкин построен коттеджный поселок со столовой и баней. Привезли оборудование, квадроциклы, даже повара.

Мне повезло. Друзья предложили мне познакомиться с Чукоткой и заодно поработать с туристической группой, состоящей из тревел-блогеров и московских телевизионщиков во главе с известной телеведущей.

Вячеслав Бердник

Ранним утром мы погрузили палатки и продукты, не забыв икру и оленину. Сложив это все в «Урал»-вахтовку, выдвинулись встречать вертолет с москвичами. Местом встречи была знаменитая «шайба». Точка на карте, где пересекаются 180-й (он же нулевой) меридиан и Северный полярный круг. Это примерно в семидесяти километрах от Эгвекинота по знаменитой Иультинской трассе, идущей до Ледовитого океана к самому мысу Шмидта. Края эти богаты полезными ископаемыми, в том числе редкоземельными металлами. Трасса известна тем, что построена каторжанами Чукотстроя ГУЛАГа. В этом районе Чукотки многое создано их руками. Около 1500 человек привезли сюда работать, и многие остались здесь навсегда. По дороге можно увидеть остатки лагеря тех лет. Разваленные бараки, полуразрушенные вышки, забор и проволоку. Eдем дальше, красивый пейзаж отвлекает от грустных мыслей.

Остановились у ручья набрать чистой воды. Пофоткались. Далее машина свернула с дороги, пошла по руслу ручья. Через десять километров прибыли на точку. Водитель пошел рыбачить, а мы установили двадцатиместную палатку и готовили обед для наших гостей. И вот из глубины чукотского неба прибыл вертолет. У нас все готово. Гречка с олениной, рыба, икра и даже несколько бутылок «тосканского».

У нашего шефа Александра традиция. Он привозит с собой шахматы. Игроки садятся по разные стороны нулевого меридиана. Один в сегодняшнем дне, другой в завтрашнем и, как положено, напрягают мозги рокировками. В прошлом году шеф здесь играл с Анатолием Карповым. Не знаю, как сложилась та партия, но традиция сохранилась. В этот раз на его месте сидела Eлена Летучая.

Режиссеры, звукооператоры, осветители занимались съемками местных красот. Блогеры запускали дроны и снимали виды сверху. К сумеркам вместе сложили палатки и поехали в поселок. На обратной дороге режиссер раз десять просил водилу остановиться, чтобы поснимать окрестности. Парни были восхищены видами и спешили их запечатлеть. На мои советы не забывать «кормить глаза» улыбались: «У нас работа такая».

Вечером все поселковые кафешки гудели от прибывших гостей. Как же мы с ними утром на катерах в море выйдем? Путь неблизкий. Из залива выйдем, а там уже океан.

Зря я волновался. Москвичи как огурчики, умытые и позавтракавшие, уже примеряли выданные им теплые непромокаемые канадские костюмы — куртки со штанами. Берингово море славится ветрами. Вовремя погрузились со всей техникой на катера, запели моторы. Катера вышли в море.

Вячеслав Бердник

Видимо, ребята оказались не вредные. Море было на удивление спокойным, солнце не жалело нам света и тепла. За двести метров от косы моторы успокоились, и мы увидели большое стадо моржей. Шеф предупредил: «Когда они на суше, лучше не приближаться. Кинутся в воду — в панике подавятся и молодняк подавят. Любуйтесь, пока они сами в воду не полезут».

Моржи, увидев наши дроны, задумались. Не паникуя, по очереди, без спешки полезли в воду. А мы успели поснимать в их естественной среде. Гигантские моржи-папаши, блистая белизной бивней, грозно храпели, предупреждая нас не приближаться к самке с детенышем. В общем, эмоций выше крыши.

Поплыли к месту, где можно было поснимать китов. В этих местах чаще всего можно увидеть горбатых, серых китов и косаток. Реже заходит гренландский кит. Здесь они кормятся и заводят семьи. Охота на китов запрещена, кроме квоты для питания местных аборигенов.

Катера сбавили обороты, когда на горизонте стали видны фонтанирующие выдохи китов. Народ на борту оживился, включили камеры, взлетели дроны. Киты замечали нас и лениво погружались на глубину, махнув огромным хвостом. Этого хватало, чтоб привести пассажи -ров в дикий восторг. Китов было много. То там, то здесь с шумом поднимался фонтан — и рулевые вели судно в ту сторону. Все ближе и ближе к ним прижимались наши катера. Иногда серые исполины словно нарочно позировали. Эмоции наши уже не передавались словами. Больше всех повезло операторам дронов. Их «жужжалки» зависали прямо над китами.

Далее нас ждали в эскимосском поселке Уэлькаль. Как только наши катера причалили к берегу, местный фольклорный ансамбль встретил нас танцами и песнями под бубен. Потомки зверобоев научили нас приветствию на эскимосском языке. «Куяк амси», говорили они. Мы в ответ вежливо кивали: «куяк куяк». До сих пор мужчины добывают моржей и китов. Мясо закладывают на зиму в «летники». Пройдя по поселку, мы зашли в местную школу, где нас ждали горячий обед и… вайфай, редкое чудо эскимосского мира. Местная школа совершенно не вписывалась в окружающую среду. Современное здание с ультрасовременным интерьером и оборудованием. Спортзал отличный. Вечером волейбол. Уэлькаль также известен тем, что во время войны здесь проходила авиатрасса Аляска — Сибирь (АЛСИБ), по которой летчики перегоняли американские военные самолеты на фронт. Всего по трассе Фэрбенкс — Уэлькаль -Красноярск прошло 8000 самолетов. Памятник погибшим летчикам поставлен здесь же. Возле несохранившегося аэродрома.

Наша экскурсия по поселку была бы неполной, если бы мы не посетили кладбище китов. На побережье в тундре разбросаны останки добытых когда-то китов. Ребра, огромные позвонки и черепа производят впечатление кладбища динозавров. Фотки получаются поистине мистические. Eсть еще аэродромное железо времен войны, старинные эскимосские лодки, бочки. Сувениром отсюда можно считать диск китового позвонка, который еще надо как-то отделить от него.

Покинув гостеприимный поселок, наши катера уже через час причаливали на базу. База построена на островной косе Мээчкин, одной из самых длинных в мире — 60 километров. Мээчкин по-чукотски -возвышенность, холм. Здесь огромное лежбище моржей, большая популяция косаток, а также место гнездования краснокнижного кулика-лопатня. И много медведей. Они приплывают с материка, чтобы охотиться на моржей, тюленей или полакомиться выброшен -ной штормом тушей.

База «Eндальцево» — пять домиков на берегу косы. Как и положено, окнами на океан. Дома теплые, из бруса. В домах печи. Баня как баня. В столовой тоже все как надо. Наши жадные до впечатлений туристы разбрелись по побережью. Повар-узбек занимался пловом из оленины. Я же просто знакомился с новой средой обитания.

Вокруг меня на песчаных дюнах -тундра. Вся поросшая растительностью. На горизонте обязательно двигающаяся точка. Медведи. Пес Тайсон, как ему положено, заливается лаем, предупреждая их приближение. В общем-то они не беспокоят. У шефа Александра на плече винтовка. Места по-настоящему дикие, мы это понимаем. Побережье завалено морской капустой. Шторм выкинул ее на берег. Высохла. Следующий шторм поменял на более свежую. Капусты здесь много. Вспоминаю, как давным-давно умела ее готовить жена начальника погранзаставы Нижний Пронге. Eе рецепт, увы, утерян .

Вячеслав Бердник

За сутки до нашего приезда молодой чукча Валентин в речке наловил нерки и засолил икру-пятиминутку. К ужину был вкусный плов, икра, рыба и вино. Кто-то положил на стол мантак (подкопченная кожа кита с салом), местный деликатес. Ребята рассказывали о Курилах, Ямале, Дагестане. О тех путях, которые прошли ранее.

Нашлась гитара. Вспомнили Визбора и Цоя, пока Валентин не позвал народ на улицу. Вышедшие замирали на месте, устремив взгляды в небо. Высоко над головой зеленым узором светилось полярное сияние. Зрелище нередкое в этой части света, тем не менее завораживающее. Заметил, что в этот момент человек не пытается объяснить это физическое явление. Просто наслаждается красотой, созданной Великим Архитектором, и что-то по-новому начинает ощущать. Загадываем желания. Уходя спать, чувствуем себя необъяснимо счастливыми.

Утром, после завтрака, наши гости погружались на катера. Обратная дорога на Эгвекинот по Берингову морю лежала снова через китов и моржей. Ветер был уже посильней, но когда зашли в залив, волна успокоилась. В поселке ребят ждал вертолет в Анадырь. Мы душевно распрощались с ними и занялись приведением имущества в порядок. Ждали новую группу.

Поселок Эгвекинот вообще уникальный. Три десятка пятиэтажек, школа, техникум, горнолыжная база. Большой морской порт, снабжающий район, местные артели и рудники. Красивенный храм в центре, освященный Патриархом. Магазинчики. Кафе. Цены, конечно, не как на материке, но точно ниже, чем в Анадыре. Поселок стоит на берегу залива Креста и защищен горами. И климат здесь мягче. Недаром Эгвекинот называется чукотским Сочи.

Взаимовыручка тут — закон. Поэтому русские, чукчи, украинцы, эскимосы живут так, как должны жить люди. Мужикам местным -охота и рыбалка круглый год. У всех лодки и катера. И, конечно же, всех приезжих удивляет здешняя чистота. Она во всем. Чистые подъезды, дворы, улицы.

У них нет мусора! Наверное, их как-то по-другому воспитывают? Кстати сказать, Анадырь тоже достаточно ухоженный город. Прямо как моя Тюмень. Ну почти.

Мне бы сюда приехать пораньше и пожить подольше… Жалко было прощаться с командой, китами, моржами и Тайсоном. Но пора домой. Из Эгвекинота в Анадырь два пути: самолет с дорогими билетами и паром «Капитан Сотников». Я же снова был в «списке пассажиров» «ЧукотАвиа». Обратный путь был не менее интересен. Но еще интереснее оказалось добираться из аэропорта Угольный в Анадырь. Аэропорт и город разделены проливом.

Выйдя из аэропорта, попадаешь на парковку, где пассажиров встречают таксисты, за 300 рублей перевозящие их на причал. Почти каждый час туда приходит трудяга-паром «Чукотка» и за 200 рублей перевозит тебя на другую сторону. Недорого и вполне себе. Я бы только поменял трехметровый деревянный трап. Без перил. Помощник подает руку, чтоб ты мог пройти и не грохнуться в море. А как взять эту руку, когда у тебя сумки и чемоданы. Да и самому парому лет уже изрядно. Следят, конечно. Но видится мне, что бедолага давненько прогнил и уже «на краске держится».

Команда всех разместила, быстро отшвартовалась и обилетила. Эх, паромчик, тебе бы в музее самое место…

Анадырь встретил ветром. В отличие от Эгвекинота, он расположен на равнине. Все ветра его знают. По российским меркам это небольшой городок с ярко расписанными стенами домов и отличными освещенными дорогами. Времени здесь у меня чуть больше суток, поэтому назло ветру я отправился изучить город и купить себе ужин.

Лучший вид на город и окрестности открывается с горы Верблюжка. Там же, на горе, установлен поклонный крест и разбит небольшой парк со скамеечками. В тот день ветер на горе был ужасный. Я не задерживаясь спустился в город. На набережной много исторических памятников. Запомнился памятник первым комиссарам Чукотки. Возле большой деревянной церкви установлена скульптура святому Николаю Мирликийскому. Масштаб статуи впечатляет. Здесь, на краю материка, он первым встречает лучи солнца. Это было яркое впечатление от Анадыря.

***
фото: Вид на Анадырь с горы Верблюжка;На кладбище китов в эскимосском поселке Уэль-каль;Пляж залива Креста;Семья моржей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта