X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

График привеса по отрядам

В 1978 году в Криводановском бору вырос пионерский лагерь «Красная гвоздика». Говорят, место выбирал лично сам начальник «Тюменьстройпути» Дмитрий Коротчаев, облетая окрестности на вертолете.

Чудесный воздух, живописное озеро, высоченные сосны, кирпичные корпуса со всеми удобствами скрашивали пионерам грусть-тоску от расставания с домом. А главное, двухэтажная типовая столовая с широкой верандой, опоясывающей все здание по периметру. Это было светлое помещение с окнами от пола до потолка, и четыре раза в день оно наполнялось детским смехом и стуком вилок-ложек.

За приготовление завтраков, обедов, полдников и ужинов отвечала шеф-повар Магасума Файзуллина.

Сидим на кухне, пьем чай, вспоминаем.

— Рабочий день начинался в шесть утра. Водители уезжали в город за продуктами на базу строительной организации СМП-237. Принимали продукты кладовщица и экспедитор. Овощи, мясо, молочное загружалось в холодильники в цеха на первом этаже, — рассказывает Магасума Киямовна. — Это сейчас мясо, курица в лотках, уже готовые для жарки, а мы получали цельные тушки куриц, мясные полутуши. Все это надо было разделать, подготовить, нарубить на порции.

В цехах поддерживалась идеальная чистота. Сама шефиня (так называли шеф-повара работники) всегда была в белоснежном халате и в высоком накрахмаленном колпаке. Вместе с диетсестрой они составляли меню на день. На завтрак — омлет, каша, бутерброд с маслом и сыром, какао, или кофе с молоком, или чай. Чай, кстати, в «Гвоздике» был фирменный -с чабрецом и с концентрированным молоком. На обед — разнообразные супы, салатик, курица, или котлетка, или рыба с гарниром. Рыба один раз в день полагалась обязательно. И компот. На полдник кефир, чай и булочка от своего пекаря-кондитера. На ужин опять салатик, тефтельки с подливкой, или сосиски, или котлетки. И снова фирменный чай.

— Сколько каши нужно было сварить на завтрак?

— Триста детей, да еще обслуга — итого четыреста порций. Две 50-литровые кастрюли варили. И не дай бог подгорит. Вовремя переключить на маленький нагрев, чтобы хорошенько распарилась. И масла сливочного только на завтрак 3-4 кг уходило. Кстати, использовали только подсолнечное масло и сливочное. Никакого маргарина и прочих комбижиров.

В подчинении у шеф-повара было от пяти до восьми поваров, технички, разнорабочие, мойщики посуды — до тридцати человек обслуживающего персонала. Требования были наистрожайшие, а дисциплина железная. Однажды к шеф-повару на перевоспитание отправили студента, ни много ни мало сына главного инженера. Игорь очень любил развеселую ночную жизнь лагеря, но шефиню побаивался и ни разу за все три смены не опоздал на работу. Стоял, покачиваясь, в мясном цехе и лепил котлетки. Между первым и вторым этажом работал лифт, на котором большие противни с котлетами или с кусочками курицы поднимались на второй этаж, где были духовые шкафы. Когда двери лифта открывались, Магасума Киямовна кричала вниз:

— Иго-о-орь! Ты на месте?

— На ме-е-есте! — неслось снизу.

— Смотри мне!

Все помнят главные праздники в пионерлагерях. В них участвовали все: пионеры, вожатые, воспитатели и даже вся кухня. Однажды на «Зарницу» в лагерь тайно привезли армейскую сирену и установили на водонапорную башню. В шесть утра завели. В панике на улицу высыпали все. Говорят, этот ужасный вой был слышен даже в ближних деревнях. Зато тон празднику был задан. Спрятанные флаги нашли, главный приз в виде большого ящика сгущенки тоже. А за ужином торжественно вынесли огромный пирог с клюквенным повидлом.

— Насколько огромный?

— Взяли два самых больших противня 60х80 см, испекли два пирога и соединили.

Но самый любимый праздник, конечно, день Нептуна. Весь день в лагере не было ни души — все на берегу озера следили за разворачивающимся действом. Ну и проворонили время готовить ужин. Очнулись, когда увидели фигурку шеф-повара, которая бежала с поварешкой в руке к берегу и не стеснялась в выражениях.

— Магасума Киямовна, дорогая, не волнуйся! Все успеем.

И действительно — ужин приготовили в рекордные сроки. Повара орудовали на кухне, дети таскали посуду, накрывали столы. К шести вечера все было готово.

Дети шеф-повара обожали. Она никому и никогда не отказывала в добавке. Более того, заготавливала запас котлеток с обеда и с ужина. Хлеб на вечер дети уносили заранее, а под покровом темноты разносили котлеты по отрядам и ели.

Главным критерием успешного лета была среднедушевая прибавка в весе. Детей взвешивали в начале и в конце смены и привесом отчитывались перед начальством. Вспоминаем товарища Дынина из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: «Общий вес отряда — 865 кг. Этак к концу смены за тонну перевалят! Вот это питание!»

Сибирским Артеком называли «Красную гвоздику». Дети мечтали попасть именно сюда. И надо сказать, что с 1978 по 1991 год (год закрытия лагеря) здесь не случилось ни одного ЧП. И точно ни один пионер не пожаловался на боль в животе.

***
фото: День Нептуна в «Красной гвоздике», в центре шеф-повар Магасума Файзуллина (1981 год).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта