X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Моя любимая улица, была и есть

Моя улица Первомайская! Красивая, оживленная, весной утопавшая в цветах яблони и сирени, что росли в газонах, огражденных ажурными, чугунного литья, штакетничками. Первомайская никогда не была безлюдной, днем и ночью по ней шли пассажиры как с вокзала, так и на вокзал; это сейчас все разъезжают на транспорте, а прежде было обычным видеть людей с чемоданами, корзинами, мешками и узлами за спиной, а еще с детьми.

Была и красивая публика, спешившая кто в драматический театр, кто в цирк, иные в летний кинотеатр городского сада по густым аллеям, мимо памятника Пушкину, отлитому из бронзы на одном из московских заводов в 1949 году по проекту скульптора Аполлона Мануйлова (памятник этот давно демонтирован и перевезен в городскую библиотеку, носящую имя поэта). В летнем кинотеатре всегда шли хорошие фильмы, а главное, была прохлада в жаркие дни. Девушки и юноши как птицы слетались в воскресный день на танцы в сад Железнодорожников с аллеями из лип или в городской; мелодии духового оркестра разносились в округе, порой сливаясь со звуками оркестра из сада Шверника. Как жаль, что нет сейчас этих садов, да и новые не появились, поэтому рады и качелям, что водрузили на Городской площади.

На улице Первомайской было несколько домов и кварталов, которые мне нравились, но особо по душе был квартал между улицами Ленина и Республики. Много лет назад, когда я ходила к подруге в гости на улицу Хохрякова, 48 или шла на улицу Республики, чтобы встретиться с друзьями и прогуляться по ней, я держала путь через этот сквер, тогда еще безымянный и без «золотых» кошек. Сквер, а я его называла бульварчиком, представлял собой одну аллею, по бокам которой росли яблони, огражденные с обеих сторон заборчиками чугунного литья, ажурными и очень красивыми. Вплотную с ограждением росли кусты желтой акации. Встречались и березы. Несколько скамеек вдоль деревьев и небольшим полукругом у центральной клумбы всегда притягивали прохожих.

Обратно я шла под окнами типографии, которые всегда были освещены, и я засматривалась в них. Я видела кипы бумаг, стопки газет, машины, работников в синих халатах, этот мир казался мне сказочным и очень интересным. Типография занимала весь квартал, она появилась на месте старых торговых рядов. В начале ХХ века на этой стороне Голицынской улицы работали мануфактуры Панкратьева и Ижболдиных, меховой магазин Стахеева и «Московский магазин», в котором можно было отыскать практически любой товар.

После национализации купеческой собственности и ликвидации частных типографий по инициативе Семена Сосенкова и Александра Оловянникова на базе полиграфического оборудования, привезенного из Тобольска, а позднее из Томска, была организована первая государственная типография, открытие которой состоялось 1 мая 1920 года.

Александр Николаевич Оловянников (1886-1921 гг.) родился в Тюмени в семье рабочего-кожевенника. Работая в частной типографии, получил специальность печатника, был представителем Союза печатников. Революционные идеи захватили его всецело, он был ярым сторонником советской власти. В 1920 году вступил в ряды РКП(б) и вскоре стал секретарем Тюменского уездногородского комитета партии. Занимаясь идеологической и общественной работой, Оловянников бросил клич по созданию парков, скверов и садов в городе. Это движение было подхвачено, и первый сквер заложен у новой типографии. Так же был заложен большой черемуховый парк в селе Яр, что находится в 14 километрах от города. Сейчас его нещадно вырубают для постройки коттеджей.

Мирное восстановление хозяйства после Гражданской войны было прервано в 1921 году кулацко-эсеровским мятежом, при его подавлении Оловянников погиб -это случилось в бою 23 февраля 1921 года. В память о нем был назван дом отдыха, организованный на месте уникальной дачи семьи купцов Колокольниковых.

Особую роль получила типография в связи с образованием в августе 1944 года, Тюменской области. Город стал областным центром, резко увеличился объем печатной продукции, повысилось ее качество. В 1967 году типография расширилась, получила новое трехэтажное здание, слева от основного, где разместились линотипный, стереотипный, печатный и другие цеха. Но эти производственные площади со временем тоже стали тесны, и в 1980 году введен в эксплуатацию Дом печати на улице Осипенко.

Здание старой типографии в 2004 году признали объектом культурного наследия, после чего его надолго затянули баннером с лозунгом «Тюмень — лучший город земли». В скверике в 2008 году убрали все чугунные ограждения, вырубили березы и посадили на постаменты «золотых кошек», автором которых часто указывается Марина Альчибаева. На самом деле она автор реконструкции сквера, а кошек спроектировали участники ее группы. Кошки отлиты в городе Касли. После многочисленных дебатов сквер получил название Сибирских кошек, в честь тысячи котов и кошек, которые в годы войны были направлены из Сибири в Ленинград для борьбы с крысами, которые осаждали музеи, поедая картины и разнося болезни. Поэтому идея памятника кошкам понятна и гуманна, но исполнение его оставляет желать лучшего.

Летом 2019 года баннер с типографии сняли, и мы увидели реставрированное здание, в котором разместятся офисы, кафе и магазины. Eсли раньше двери торговых рядов меняли на окна, то сейчас часть окон заменили на двери. Реставраторы, семья Тарковых, частным порядком восстанавливают два корпуса, а третий, построенный в советское время, снесен.

Заканчивался квартал красивым светлым каменным зданием, который фасадом выходил на улицу Республики и только торцовой стороной на Первомайскую, но прописан он по улице Первомайской, 9. Кто архитектор дома — неизвестно, построен в начале 1900 годов, здесь располагался магазин купчихи Марии Козловой. В советское время этот двухэтажный кирпичный дом был выделен под жилье руководству фанерного комбината. О нефти в Тюменской области еще не было слышно, а область славилась лесом и лесообрабатывающей промышленностью. Жилье считалось престижным — в центре города, и не было коммунальным. Комнаты большие, с высокими потолками, с прихожей и громадными кухнями. Отопление печное, туалет на улице, но дом быстро благоустроили, подведя все коммуникации. Правда, старожилы дома жаловались на многолюдные похоронные процессии, что шли мимо их окон в сторону Текутьевского кладбища, сопровождаемые траурной музыкой.

В девяностые годы начались преобразования дома: первый этаж пошел под магазин «Техномир», начали строить офисную вставку, чем сразу испортили архитектуру дома, затем появилась «Русская ювелирная сеть» с аляповатой рекламой по всему фасаду, и вся красота дома исчезла. К счастью, через суд все-таки добились убрать недостроенный пристрой, сносить его начали в конце 2020 года. Сейчас в доме завершается реставрация фасада, восстановлена крыша с красивым слуховым окном, обновлена кирпичная кладка и оконные рамы.

На противоположной стороне улицы величаво возвышается каменное здание, где сейчас работает многопрофильная клиника стоматологического факультета Тюменского медицинского университета. Студентам выпала большая честь заниматься в одном из старинных зданий Тюмени, построенного в 1880 году купцом Степаном Васильевичем Колмаковым, отец которого, Василий Корнилович Колмаков, крестьянин из старообрядцев, в 1844 году купил землю на реке Ук в Ялуторовском уезде и завел мукомольное производство, с которого все и началось.

Продолжение следует.

***
фото: Городской сад (открытка 1973 года, автор В. Панов);Улица Первомайская, 9 (фото Аркадия Космакова).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта