В поиске истинного смысла
Да фестивале документального кино «КинЗа» режиссер Анна Барсукова из Ростовской области представит фильм «Между отчаянием и надеждой».
— Можно ли вообще называть документальное кино творчеством или это просто фиксирование реальности?
— Конечно, это творчество, это особый взгляд на мир, но в то же время — это и серьезное отношение к фактам и документам, бережное, тактичное отношение к судьбе героев фильмов, — говорит Анна Барсукова. — Для меня самой большой наградой является высокий уровень доверия со стороны героев моих кинолент, ведь, прикасаясь к их жизни во время съемки фильма, документалисты волей-неволей оказывают сильнейшее влияние на дальнейшую судьбу этих людей.
«Между отчаянием и надеждой» — четвертый фильм режиссера. «Я все еще считаю себя начинающим кинематографистом», -оговаривается Анна. В кинематограф она пришла не сразу -большую часть жизни посвятила игре на скрипке, закончила консерваторию в 2006 году и только через десять лет смогла осуществить свою давнюю мечту — получить образование в сфере кинематографа. «Меня всегда увлекала видеосъемка и видеомонтаж, но потребовалось довольно много времени, чтобы во мне проявились режиссерские способности. Ведь зафиксировать реальность -это только половина дела, а вот сделать из этого материала документальный фильм — это серьезная интеллектуальная работа», -считает режиссер.
— О чем вам интересно говорить через кино?
— До сегодняшнего дня я создавала исключительно социально значимые фильмы, но делала это не специально — просто так получалось. Иногда не я нахожу темы, а темы находят меня. Например, фильм о ВИЧ-инфицированной девушке «Голос за безгласных» я создала потому, что случайно столкнулась с человеком, имеющим такой диагноз. Эта встреча открыла мне глаза на многие тонкости сложных заболеваний, и я сочла нужным поделиться своим видением через документальное кино. Фильм получил широкий резонанс. Eго показали многие региональные телеканалы и взяли в работу образовательные учреждения.
Фильм «Между отчаянием и надеждой», который будет показан на фестивале «КинЗа», вообще посвящен одной из самых актуальных тем на сегодняшний день -демографии.
— Социальное кино, на мой взгляд, очень нужный жанр, поскольку такое кино способно привлечь внимание к проблеме. Но в будущем я планирую не ограничивать себя социальной тематикой и снимать кино на разнообразные темы.
— Вы говорите о себе через героев?
— Вернее будет сказать, я говорю о своем субъективном видении и мнении через героев.
— Какое кино вы сама смотрите?
— Я смотрю и игровые картины, и анимационные, но, конечно, приоритет отдаю документальным фильмам. Некоторые документальные картины смотрю с удовольствием, но даже если картина не очень нравится, я все равно досматриваю ее до конца, пытаясь понять, что же все-таки хотел сказать автор. Меня, наверное, можно назвать благодарным зрителем, поскольку перед показом любого фильма я изначально не настраиваю себя отнестись к нему с жесткой критикой. Я почему-то предполагаю, что увижу что-то, что мне понравится, или чему-то меня научит, или как-то обогатит мой внутренний мир…
— Как вы считаете, насколько близко можно показывать героя?
— Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Бывает, чтобы объективно снять какое-то событие, лучше держать дистанцию с персонажами, а иногда наоборот -чтобы максимально раскрыть героя, требуется завоевать его доверие, получить возможность жить на его территории и находиться с ним рядом 24 часа в сутки…
— Говорят, что для режиссера документального кино лучше, чтобы фильм не понравился герою. Eсли понравился, значит автор пытался угодить герою, стремился отобразить его с лучшей стороны…
— Когда я приступаю к съемке, я вообще не думаю, понравится фильм герою или нет. Мы с командой полностью подчиняемся идее фильма. Наша главная задача — раскрыть эту идею. Средства и способы выразительности, которые мы будем использовать для достижения результата, тоже подчиняются идее. Я никогда не стремилась угодить героям — не вижу в этом смысла! Но вместе с тем у меня ни разу не было ситуации, в которой герои фильма категорически были бы недовольны увиденным на экране. Да, бывают ситуации, например, когда герой не может сдержать эмоций и плачет в кадре, а потом стесняется своих слез… Но ведь все мои герои — адекватные люди и прекрасно понимают, почему тот или иной фрагмент вставлен в фильм, даже если он им не нравится… Больше того, я бы сказала, что никогда не снимала ни одного фильма про конкретного человека. Все персонажи моих фильмов — это прообразы и других людей с похожими судьбами. И герои об этом знают! В этом смысле и вовсе перестает иметь значение тот факт, как сам герой относится к себе на экране.
— Считаете ли вы как режиссер, что мы живем в интересное время? А как обыватель? Чем обычный человек отличается от режиссера?
— Думаю, для мыслящего человека любое время интересно. От обывателя режиссер отличается лишь тем, что глубже и шире видит мир. Режиссер документального кино настраивается на те события и темы, которые на данный момент волнуют общество. В своем творчестве документалисты стремятся отобразить события сегодняшнего дня или восстановить хронологию прошлого, иногда — даже заглянуть в будущее. Документалист — постоянный исследователь, он всегда находится в поиске истинного смысла вещей. Наверное, именно возможность постоянных открытий и познания мира привлекает меня заниматься созданием документальных кинолент.
***
фото: Анна Барсукова.