X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Четыре страницы из истории.

Помните песню: «Мы покоряем пространство и время…» Какие красивые и наивные слова. Но так нравится покорять. Между тем время, ничуть не обращая внимания на наши заклинания и упреки, с заведенной кем-то скоростью отсчитывает часы и годы все в том же ритме. А так хочется его то подогнать, то притормозить…

А вот пространство — другое дело! Оно то сжимается, стесняя нас, то уходит за горизонт.

Не знаю, что я там нафилософствовал. Но вот пространство вокруг меня странным образом изменилось в нашем бытии и сознании.

Вот и герой этих страниц каких-нибудь тридцать или сорок лет назад был рядом, рукой подать. Но какие шутки откалывают это время и это пространство! Те же 3040 лет назад на юбилей города, имя которого назову чуть позже, из Тюмени отправился бы целый самолет корреспондентов, а еще один с официальными лицами.

Не верите? Да я и сам был участником таких спецрейсов вместе с моими коллегами и не единожды.

Но прошло время, и изменилось пространство. И город, который, как я помню, был ниже моих сапог и рос на моих глазах, сейчас оказался, как бы это ловчее сказать, в другом субъекте федерации — и на юбилей нас, свидетелей и в каком-то смысле участников, могут и не позвать.

А ведь этот город — столица крупнейшего газового месторождения на планете, и буквально на днях исполняется ровно 50 лет с того дня, чтобы «ставить город», как любили говорить древние, отправился первый санный поезд, в составе которого был и мой коллега и корреспондент моего отдела комсомольской жизни газеты «Тюменский комсомолец» Валера Тюрин.

По правде, история Нового Уренгоя началась гораздо раньше. И вот что рассказывал мне об этом геофизик Владимир Цыбенко.

«Я вспоминаю 1964 год, ненастную осень, когда мы высадились малочисленным отрядом на высокий берег, где стояла эта фактория Уренгой. Пять человек вместе со мной. Позже приехала моя жена с двухлетним сыном — мы сразу в два раза увеличили население Уренгоя, потому что жило там всего восемь человек, а сейчас нас стало пятнадцать. А подготовить этот маленький отряд к работе тоже было непросто.

— Как выглядела эта площадка, где оказался потом город Новый Уренгой?

— Эта площадка нам впервые открылась уже в зиму. А потом впервые загремели наши мирные взрывы. Какое аномальное лето было, такой же была и зима шестьдесят пятого года — сплошные пурги. Наши бедные балочки буквально расшатывало, ветер со снегом врывался в любую щель. Полосы снега лежали на столе, на нарах. Порой тракторист не видел дороги, и впереди должен был идти человек, сгибаясь под напором ветра, и показывать дорогу трактору. Но когда мы начали работать, в центре площадки оказалась землянка, где жил один связист. Эта землянка сохранилась до сих пор. И мы всегда могли рассчитывать, что там найдем кров, тепло, перекусить, выпить крепкого полевого чаю. И снова в путь, снова в работу».

…Профиль, которым шел геофизический отряд Цыбенко, простирался точно на запад от реки Пур. И с каждым шагом все больше удалялся от базы. А трактор в отряде был один, и днем он работал на профиле, а потом возвращался в поселочек в Уренгой. Случалось, что уставший тракторист выводил свою машину на знакомую тропу, ставил трактор на постоянный газ и пристраивался поспать. Он говорил: трактор уже знает свою дорогу.

Когда поднятие было очерчено, в Уренгой перебралась экспедиция из Нарыкар. Первая же скважина дала газовый фонтан невиданной мощи.

Страница вторая — здесь будет город

И вот, как рассказывали очевидцы, а может, и участники этого события, в сентябре 1973 года туда прилетел министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев. И будто бы он собственноручно забил на берегу Eво-Яхи колышек и сказал: тут будет город заложен…

А сейчас я готов передать перо участнику того, что случилось в декабре того же года. Когда из Надыма на восток курсом на колышек Оруджева вышел санный поезд, в экипаже этого поезда был мой товарищ и мой литсотрудник Валера Тюрин. К сожалению, он не может сам рассказать, как проходила эта поездка. Но я нашел в старой подшивке «Тюменского комсомольца» новогодний номер 1974 года и на первой странице Валеркин репортаж «Бросок на Уренгой». О том, как в среду 18 декабря из Надыма отправились в сторону поселка Ягельное, так называлось это место, несколько автомобилей «Урал», трактора, тянущие балки — привычное северное жилье, уже вошедшее в справочник «Новые слова и значения». И бульдозеры -расчищать зимник. На одном из балков, пишет Валера, — плакат, красным по белому, «мы пришли к тебе, Уренгой!»

Репортаж сохранил имена первых водителей «Надымгазпрома», пробивших этот стокилометровый зимник. Водители: Владимир Луговой, Александр Тихонов, Виктор Волков, Виктор Коваленко. Трактористы Владимир Шадрин, Иван Павлов и бульдозерист Николай Кравченко. Самые дерзкие обещали добраться до места будущего города за двое суток, а то и быстрее.

«Однако, — свидетельствует журналист «Тюменского комсомольца», — дорога, которую приходилось расчищать метр за метром, срезая замерзшие кочки и двойной тягой вытаскивая застревавшие трактора, отняла четверо суток. Прибыли лишь в воскресенье к вечеру 23 декабря».

Тюрин пишет, что вскоре появились первые гости. Два парня примчались на лыжах с буровой, что стояла неподалеку. И спросили: где тут отдел кадров? Хотели записаться в строители газовой страницы страны.

Тем временем руководитель экспедиции, он же первостроитель Надыма, Владимир Антонович Слинкин уже чертил план поселка: где вагончики поставить, где строить столовую…

Кстати, через три недели можно будет праздновать юбилей -50 лет Новому Уренгою.

Страница третья — год 1978-й

Москва, апрель. Слово «Уренгой» на все лады склонялось на трибунах и в кулуарах XVIII съезда комсомола. И даже врывалось в окна гостиницы «Россия», где жили делегаты и гости съезда. И вот я слышу какие-то возгласы и вижу, что к кремлевской стене направляется колонна молодых со знаменем. Быстро направляюсь вниз.

У стены ребята и девушки в форменках возлагают цветы к стене. Отыскал главного и представился. А в ответ:

— Я — командир московского отряда Айрапетян Лева, — говорит старший. — Мы в составе ударного отряда имени XVIII съезда едем строить город Новый Уренгой.

А на следующий день весь съезд слушал рапорт командира сводного отряда. Им стал бывший старшина-пограничник, по комсомольской путевке поехавший строить город Надым. Теперь Павел Баряев — бригадир плотников. А вечером был митинг на Курском вокзале столицы. Где впервые прозвучала сочиненная уже в Москве песня, в которой были и такие слова: «Будем строить Уренгой, чтоб сравнился он с Москвой». А потом, уже на тюменском вокзале — торжественная встреча и самолет, который доставил добровольцев из Воронежа и Тамбова, из Москвы и Эстонии в Приполярье.

Мы еще не раз встречались с бойцами ударного отряда, которые стали строителями Нового Уренгоя.

Были, конечно, сложности, обустройство на новом месте. Была радость, когда в город прибыла собранная московскими журналистами библиотека журнала «Смена». Появились, естественно, и молодые семьи, и следом дети. Но гораздо лучше об этом могла бы рассказать Eлена Бабина, в то время корреспондент промышленной редакции тюменского радио, которая часто летала в Новый Уренгой и возвращалась с репортажами о жизни ударного отряда.

Напомню — это была весна 1978 года и все, что последовало за ней. Всего-то сорок пять лет тому назад.

Страница четвертая — 9 июля 1983 года

Эту дату тоже можно было бы отмечать всей большой Тюменской областью — сорок лет назад вступил в строй суперобъект, трансконтинентальный газопровод Уренгой — Помары — Ужгород, длиной четыре с половиной тысячи километров. Он пересек по диагонали Тюменскую область, Урал и Поволжье, Украину и Карпатские горы. Но началом трассы был Новый Уренгой.

8 1982 году началось строительство самого большого и самого знаменитого из тюменских газопроводов. В нем все было уникально и масштабно. Протяженность, сроки — 372 дня от начала работ на северном плече и до запуска головной насосной станции в Новом Уренгое. А между ними и подготовка трассы, и доставка труб большого диаметра вокруг Eвропы через Баренцево и Карское моря, и прокладка дюкера — через Обь у поселка Андра. Eдинственный газопровод, история и строительство которого изложены стихами. Это сделал поэт Александр Гришин в поэме «Река без излучин».

Почувствуйте ритм стройки в его стихах.

«Надым, конторка, клубы дыма. И речь о том, что из Надыма теперь не выйти и пешком. Весной тайга непроходима. Вздохнул прораб — необходимо, и двое вызвались — пройдем.»

9 июля 1983 года, сорок лет назад, в Новом Уренгое был дан старт газовой реке… Я был на том празднике, когда бригадир монтажников Владимир Можаров сказал: «Кто этого не видел — не поверит, а кто видел — не забудет». Этот текст — подтверждение его слов.

***
фото: Здесь вырос город; ударный отряд;Излучина Ево-Яхи (акварель).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта