Повелитель швабры
Признайтесь, вы помните свои уроки труда? Честно говоря, не думаю, что на них чему-то можно было основательно научиться.
Лично я всегда оказывалась оттеснена в задние ряды другими девочками, настоящими хозяюшками. Очень многие мои одноклассницы уже прекрасно владели искусством выпечки блинов. Столько любителей математики в нашем классе точно не было.
Уроки шли всегда в достаточно приятной обстановке, среди тряпочек, машинок или на маленькой кухоньке, закрытой занавеской. Помню, как ходили с одноклассницей Сашей за недостающими ингредиентами ко мне домой.
Что было гораздо основательнее, так это регулярные летние «отработки», где приходилось, например, красить кабинет. Или просто прибираться в классе после ремонта. А еще регулярные дежурства. Как-то раз, когда пришла моя очередь дежурить, то есть мыть пол в классном кабинете, наша учительница физики подошла ко мне, выхватила швабру и показала, как правильно.
А однажды нас, школьников, настоятельно попросили прийти помочь с уборкой ветерану. Это было впечатление. Ветеран был похож на старика, описанного Сэлинджером в «Над пропастью во ржи». Комната его кишела тараканами. Честно скажу, что я смогла только зайти и выйти. Хорошо, что другие девочки оказались гораздо терпимее, они быстренько привели квартиру в порядок. Им даже не показалось все это очень страшным. Было ли это для них уроком? Для меня точно — уроком толерантности и принятия.
Могу представить сегодняшнюю типичную школьницу (возможно, таких и нет, просто гипертрофированный образ). Она бы организовала онлайн-трансляцию из квартиры ветерана. В моем детстве о стриминге мы не имели понятия, и мои одноклассники скорее с неодобрением отнеслись к моим «белым ручкам».
Сегодня вновь в школе стоит разговор об уроках труда.
Галина Акимова, мама школьника, вспоминает: «Помню, как шила фартук и юбку. А еще готовили странное блюдо под названием «жидкий сникерс». Очень любила труды как самый неформальный урок. И учитель часто давала задания и уходила, а мы уже сами все делали».
Наталия Ситова, председатель общественного совета при областном департаменте социального развития, педагог-психолог центра коррекции аутизма «Новые горизонты», мама двоих детей 12 и 14 лет, рассказывает: «Все мое детство у нас была школьная практика, когда мы ходили в школу, мыли окна и натирали их газетами. Мыли парты. Как-то ухаживали за приусадебным участком в школе, это в общем-то, на мой взгляд, очень даже хорошо. Когда мои дети пошли в школу, с меня взяли согласие на то, что ребенок будет привлекаться к труду в школе, я была искренне удивлена, меня это даже немного повеселило, я считаю, что это вполне нормально, когда ребенок моет парты после того, как на этих партах порисуют его одноклассники. Даже если он сам не рисует, или если вдруг он рисует, но потом ему приходится устранять все это, я думаю, это остановит его от рисования. Что касается уборки класса, то есть своего закрепленного кабинета, я тоже считаю, что это здорово, поэтому я за привлечение детей к труду, мне кажется, что если мы и дома их не будем сильно оберегать от домашних поручений и хлопот, то и в школе для них это будет не в тягость, они легко будут с этим справляться. На мой взгляд, это хорошая школа жизни».