X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Держит ли труба холода

Система теплоснабжения более стойко перенесла испытание экстремальными морозами, чем электроснабжение. По крайней мере, масштабных порывов и отключений тепла за пять актированных дней удалось избежать.

Конечно, аплодировать энергетикам еще рано — зима впереди, но на некоторые факты стоит обратить внимание. Так, согласно информации областного департамента ЖКХ, темпы подготовки к нынешнему отопительному сезону были выше прошлогодних. На эти цели было направлено почти 3,7 миллиарда рублей, из них только 1,2 миллиарда — бюджетных средств, остальное — внебюджетные средства, то есть те, которые вложили сами энергетики.

Для сохранности теплоносителя надо как минимум вовремя обследовать и ремонтировать около 600 километров городских теплотрасс. За один день и даже за один год сделать это не получится. Надо расставлять приоритеты и действовать поэтапно. К этому отопительному сезону заменили почти 28 километров теплотрасс.

Определить реальное состояние тепловых артерий непросто. Необходима многосторонняя и многоуровневая диагностика. Теплотрассы и просвечивают, и прослушивают, и тестируют под давлением, и снимают тепловизором, используют технологии, похожие на МРТ, чтобы выявить опасные места.

— Бытует представление, что коммунальное хозяйство — это полуграмотный сантехник и какие-то ржавые, текущие трубы. Это давно не так, — говорит Юрий Анисов, генеральный директор компании «Сибпрофконсалт». — Коммунальное хозяйство — сложная система, в которой активно внедряется цифровизация. Когда есть четкое понимание, можно формировать план мероприятий, по которому ресурсная организация готовится к отопительному периоду.

О современных методах диагностики теплотрасс, об импортозамещении и энергосбережении говорили недавно на техническом семинаре, в котором приняли участие подрядчики, поставщики оборудования, представители ресурсоснабжающих организаций и органов власти. Приехали делегаты из 70 регионов.

— УСТЭК собрала достаточно много коллег со всей России, каждый из которых представлял продукцию отечественного производства с элементами импортозамещения. Первый показатель эффективности коммунальной инфраструктуры -скорость устранения тех или иных инцидентов в период отопительного сезона, — подчеркнул Владимир Кильтау, заместитель главы города, директор департамента городского хозяйства.

Eще два года назад значительная часть оборудования была европейского производства. На сегодняшний день российские компании располагают большим ассортиментом аналогичной продукции. На техническом семинаре были представлены новые наработки для насосного оборудования, запорной арматуры, усовершенствованные методы диагностики и ремонта. Например, был представлен автономный диагностический комплекс с беспроводным каналом связи для диагностики теплотрасс. Был предложен и метод санации теплотрасс с нанесением на внутреннюю поверхность труб особого состава, который позволяет сократить износ и коррозию металла; метод не требует земляных работ. Тюменская единая теплоснабжающая организация взяла новинки на заметку. Перед внедрением предстоит посчитать, сколько это будет стоить и какой эффект принесет.

Все новые методы диагностики потребуют сертификации. Давно говорят о том, что такой метод, как гидравлические испытания, устарел, приводит к большому количеству порывов. Теплоснабжающие организации против такого «варварского вмешательства», но все-таки вынуждены проводить опрессовки.

В 2023 году в межотопительный период с помощью новых методов диагностики роботом было обследовано 5 участков трубопроводов тепловых сетей, по результатам которой была произведена замена 199 метров трубопроводов. В период аномальных холодов повреждений на данных участках зафиксировано не было.

В теплоснабжении по-прежнему главное — обеспечить стабильность подачи тепла. А ценность и эффективность любой модернизации проверяется тем, как сетевое хозяйство прошло испытание экстремальными погодными условиями. По этим показателям тюменские тепловики хоть и не быстро, но продвигаются вперед. По крайней мере, первый зимний тест на морозы под 40 градусов они прошли.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта