Пересадочный тариф: уже реальность
Один из вопросов, которые на недавней прямой линии задали главе города Руслану Кухаруку, касался пересадочного тарифа на городских автобусных маршрутах.
«…Мера, которая существенно поможет тем, кто добирается на автобусном маршруте в другую часть города. С 1 января вводится пересадочный бесплатный тариф. В течение часа после первой поездки можно совершить бесплатную поездку к месту работы или учебы. Мы посчитали специально и ввели пересадку, которая сэкономит деньги на поездку… Eсли говорить о возможности воспользоваться пересадочным тарифом, то это обязательно должна быть общепользовательская транспортная карта (карта «ТТС»). Тюменцы могут приобрести любой удобный формат карты: привычную пластиковую, в виде брелока или же стикер на телефон», — сказал Руслан Николаевич.
Горожане заинтересованно уточняли, смогут ли воспользоваться пересадочным тарифом школьники и студенты? Руслан Кухарук пояснил, что школьники и студенты пользуются правом льготного проезда, стоимость их поездок компенсируется из городского бюджета, и ежемесячный лимит -две разовые поездки в день (без учета воскресений, праздничных дней и каникулярного времени).
О том, как будет действовать пересадочный тариф, мы беседуем с разработчиком этой идеи, генеральным директором акционерного общества «Тюменская транспортная система» Алексеем Раковым.
— Как называется новинка, которая появится в городском транспорте?
— Пересадочный тариф.
— Кто его придумал, как он будет работать?
— Это совместная инициатива департамента по транспорту, администрации города Тюмени — уже подготовленное для людей новшество. Маршрутные сети меняются, совершенствуются и развиваются. Появилась необходимость в пересадочном тарифе. Тюменская транспортная система выступает как инструмент. Мы даем информацию: на каком маршруте, какое количество пассажиров…
— А как вы это узнаете?
— Мы существуем уже более десяти лет и занимаемся этим ежедневно. В каждом автобусе города есть транспортный терминал. Населению выдано большое количество карт разных категорий. И все это подается нами в отчетах департаменту по транспорту, который изучает пассажирские потоки и на основании этой информации принимает решение, как усовершенствовать маршрутную сеть города. У «Тюменской транспортной системы» нет полномочий, мы можем только предложить. Но в данном случае предложение было от департамента. Мы его поддержали. Наша задача технически его реализовать — в программном обеспечении, в терминальном и в картах.
— Вы знаете выражение: «Попробуйте сначала на собачках»? А есть человек, который на себе идею проверил, попробовал, проехал?
— Ну, в данном случае в этой роли выступал я. Но проезд был… на столе.
— Как вы думаете, что-то вызовет напряжение у пассажира, который будет пользоваться новинкой? Или все пойдет как по маслу?
— Я бы хотел, чтобы все пошло, как вы сказали. Мы делаем все возможное. Но любое новшество идет немножко тяжело.
— Вы, директор «Тюменской транспортной системы», вряд ли пользуетесь общественным транспортом для поездок на работу?
— Для поездок на работу не пользуюсь. А для тестирования пользуюсь.
— Тогда давайте попробуем представить себе поездку человека по городу с вашей картой. Предположим, он садится в автобус в Парфеново и ему надо пересесть, чтобы доехать до Дома обороны Как это будет выглядеть? Что надо делать или, наоборот, чего не делать? Назовите начальную точку маршрута и конечную, а в середине — пересадка. Каков механизм действий, чтобы человек мог в этом сюжете действовать как автомат и точно добрался до места.
— Мы так и делаем. Чтобы все работало как автомат, чтобы человек даже не заморачивался.
— Давайте мысленно сядем на конкретный маршрут и совершим поездку, которую можно экстраполировать в практику.
— Поехали. Начнем с пригорода, например, Юрты Андреевские. Доезжаем до «Сквера».
— Вошел в автобус. Рабочий инструмент — карточка?
— Да. К ней все привязано. Вышел на остановке у сквера Немцова. Подождал 20 минут до следующего автобуса. Пересел.
— Почему 20 минут? Вы точно знаете расписание?
— Не дольше 60 минут — так написано в правовом акте. Пересадка должна осуществляться в течение часа. Eсли больше, то вы уже едете за полную стоимость.
— То есть варежку не разевай? И ворон считать не стоит?
— 60 минут — это большой период. А то человек может выйти, купить газету, выпить кофе и думать, что право на проезд за ним сохраняется.
— Вы сказали, карточка — рабочий инструмент. А как автомат реагирует на нее? Откуда кондуктор знает, что карточка уже оплатила и эту часть поездки?
— Система настроена, кондуктору даже не надо этого знать. Выходит билет, на котором написано: пересадочный тариф. И тариф — ноль. Все! А на первом билете написана сумма от начальной до конечной точки. На следующем билете будет написано — ноль.
При выходе билета из терминала поездка считается — для перевозчика и кондуктора — уже оплаченной.
— А если он задержался на промежуточной остановке? И его бесплатный, так сказать, автобус уже ушел? Потом он садится на рейсовый автобус, который ему нужен. Эту же карточку он регистрирует у кондуктора, ничего не говоря и ни о чем его не спрашивая.
— Автомат видит тайм-аут, 60 минут прошло — поездка по полному тарифу. Все.
— Могут ли быть сбои в системе?
— В любой системе могут быть сбои. Но мы стараемся, чтобы их было как можно меньше. Для наглядности на билете только два варианта — ноль или полный тариф.
— Получается, что команда второй части маршрута должна пассажира задаром везти? Что они получат? Кто с ними делится?
— Этот вопрос лучше адресовать департаменту. Моя задача собрать информацию и представить ее в виде отчета. Столько-то пассажиров проехало за деньги, столько-то — по пересадочному тарифу.
— Бесплатно?
— Это для пассажира бесплатно. Полагаю, что администрация эти поездки будет оплачивать непосредственно перевозчику. Не водителю или кондуктору, а тому, кто выиграл конкурс на перевозку.
***
фото: Остановка в центре города;Генеральный директор акционерного общества «Тюменская транспортная система» Алексей Раков.