Слова кончаются, начинается танец
24 декабря в камерном театре и театральной школе «Май» прошел отчетный показ. У одной из взрослых групп выпускным был спектакль «Вишневый сад».
В театре есть чисто актерский курс, а это театральная лаборатория, где студенты занимались и актерским мастерством, слушали лекции по режиссуре, лекции театрального художника Марии Хайбуллиной. «Я рассказывала, как создается спектакль. Они погружены в процесс чуть глубже других. У нас нет такого, что кто-то играет одну конкретную роль. Мы пробуем разные жанры внутри одного спектакля. Раневская может быть такая, Лопахин такой, а может другой», — рассказывает Мария.
— «Маю» девять лет, а для частного небольшого экспериментального театра это огромная цифра. Как удается выжить?
Руководитель Мария Гущина говорит: «Я себе постоянно этот вопрос задаю. Как оказалось, самое сложное — не собрать людей и заразить их идеей. Самое сложное — проходить кризисы, когда долго вместе и уже многое попробовали. Продержаться удалось с трудом. Был достаточно долгий процесс. Мы были сначала студенческим театром. Потом поняли — нам мало быть студенческим. Нужно сепарироваться, найти свою площадку».
Перед спектаклем она держит речь и хвалит тех, кто пришел, называя их смелыми и готовыми к экспериментам. Ведь даже найти помещение не так просто. «Нашего зрителя, наверное, сложно ограничить по возрасту. Скорее это люди, которым интересны эксперименты в искусстве. Надо быть очень любопытным человеком, энтузиастом с открытым сердцем, который доверяет нам, достаточно молодым в целом ребятам, свое время. Это очень ценно. Мне кажется, наши зрители смелые открытые люди», — говорит она.
И да, не ждите богатого убранства, как в большом театре — здесь камерно, но такое ощущение, что истинно театральной, можно сказать, даже рок-н-ролльной атмосферы здесь будет побольше, чем в других, более серьезных местах. Надо заметить, у Марии Гущиной очень хороший вкус: музыкальная подборка к спектаклю впечатляет, режиссерская хватка тоже. Даже у актеров послабее есть шанс сыграть хорошо, потому что все на своих местах. Мария выбрала «Вишневый сад» как наиболее понятную пьесу, раскладывающуюся по схеме. У учеников была возможность примерить на себя несколько ролей. В начале спектакля они демонстративно выхватывают друг у друга бумажки с названием роли.
Спектакль получился. Это такое интеллектуальное кабаре с элементами классического хорошего психологического театра. Но неожиданные вкрапления — танцы героев — очень здорово передают момент, когда слова кончаются.
— Кстати, вИшневый или вишнEвый? На каком слоге ударение? -спросила я Марию Гущину. Для нее ударение на втором слоге. Этот момент они обыгрывают в спектакле. Вообще здесь много эксперимента и игры. Захотелось в комедию -пожалуйста, попробовали, а вот немножко трагедии. В этом театре сохранен истинный смысл. Наши большие театры сейчас порой теряют этот смысл за крупными проектами и жаждой угодить какому-то высшему богу театра или фестивалям. Этот смысл — игра, как говорил великий Олег Табаков: «Актерство — это веселенькое дело».
Мария сказала, что своим театром хочет облегчить жить, сделать ее счастливее. Это у нее точно получилось.
Раневскую (а также и Варю) играет Тата Брылина, известная в Тюмени как киноактриса и участница различных проектов. Она приехала на выступление с карамельной фабрики, где работает сейчас Бабой-ягой. В театре это все быстро — вчера Раневская, а сегодня Баба-яга. Хотя, возможно, между ними и не такая большая пропасть. Тюменцам «Вишневый сад» особенно близок, ведь звук топора и срубленные деревья — это и наша данность.
Спектакль ученический, но Мария Гущина надеется повторить спектакль, а это значит — у него есть будущее как у профессионального спектакля. Кстати, у студентов театра «Май» есть возможность попробовать попасть в труппу театра, если пройти отбор. В театре работают и профессионалы, и любители.
***
фото: Театральная школа «Май» представляет спектакль «Вишневый сад».