Вечность из осколков льда
Виталию Яковлевичу Левчуку 83. Подтянутый мужчина в красной куртке колышком сбивает лед с дорожки на Студенческом пруду. 26 лет Виталий Яковлевич состоит в клубе «Кристалл». Сергей Сидоров, руководитель клуба, специально посмотрел дату его прихода в клуб — 1997.
— Да, — вспоминает сам Виталий, — был февраль и самый холодный день.
До этого Левчук занимался лыжами, а еще северным пятиборьем.
Зинаиде Долининой, его коллеге по зимнему плаванию, тоже 83. Пока они позируют вместе фотографу, Виталий Яковлевич шутит: «Мы как будто муж и жена».
Зинаида пришла в моржевание раньше, в 1991 году. Тогда клуб еще размещался в Гилевской роще. «Пошла в моржи, потому что болела, — поясняет Зинаида Eвстафьевна, — и действительно, после окунания в ледяную воду перестала болеть».
Она показывает удостоверение клуба с цитатой полководца Суворова: «Холодная вода полезна для тела и ума».
— Какая ваша Тюмень, вы ведь живете здесь с детства?
— Да бедненькая она была — тротуары деревянные, камни. Когда война закончилась, пленные немцы на улице Орджоникидзе мостили булыжниками. Мы бросались в них камнями.
— Что-нибудь узнаете сейчас из старой Тюмени?
— Все очень поменялось. Раньше мы узнавали друг друга на улице, здоровались, знакомых много. Сейчас идешь — ни одного человека, чтобы с тобой поздоровался. Молодежь совсем другая стала, невнимательная. Меня всегда трогает: заходит бабушка в автобус, и здесь на передних сиденьях молодые сидят, уткнулись в свои телефоны. Я так переживаю за этих бабушек. Я говорю: «Пожалуйста, уступите». Встают, уступают, а если не скажешь — не будут. А мыто сами соскакивали.
— А вы спортом только уже в зрелом возрасте начали заниматься?
— Да, в пятьдесят лет.
В 1991 году, когда Зинаида Eвстафьевна пришла в клуб зимнего плавания, там даже раздевалки не было. «Нам комнатку дали, мы бегали до водоема босыми ногами.
Я зашла в воду и сразу выскочила», — вспоминает Зинаида Eвстафьевна свое первое погружение.
А Виталию Яковлевичу первый опыт дался полегче: «Разделся, окунулся три раза. И все, с тех пор хожу три раза в неделю».
Виталий Яковлевич родился в Томске, а работал в Салехарде преподавателем физкультуры в педучилище. Там же он занялся национальными видами спорта. Прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей — набрав необходимое количество очков по всем видам спорта, он выполнил норматив мастера спорта — вдобавок к аналогичному званию по лыжам.
— Раньше были и «Спартак», «Трудовые резервы», «Динамо», «Буревестник»… много спортивных обществ, а в девяностых все заглохло. Я тогда уже жил в Тюмени, меня позвали в моржи, мол, давай плавать. Я сначала сказала: «Да вы что, ребята?» Но попробовал, окунулся — и затянуло, -рассказывает Виталий Яковлевич.
Виталий Яковлевич говорит и не перестает скалывать с дорожки лед: «Уже темно. Люди, если придут, падать будут». А о себе как раз не очень беспокоится. Говорит спокойно о трагическом случае, произошедшем на одном из прошлых соревнованиях в Тюмени, когда после заплыва погиб мужчина. «Белые тапочки, что ли, покупать и ложиться», — шутливо говорит он.
Зинаида Eвстафьевна разговаривает с нами после заплыва и уже достаточно долго стоит в мокром купальнике. Я беспокоюсь, а она уверяет, что ей не холодно. Дома Зинаиду Eвстафьевну поддерживают, но присоединиться «никто не желает», как она говорит.
Сейчас в клубе «Кристалл» есть деревянный дом, в нем тепло. Внутри ковры, телевизор, чай с травами. Тренажеры, чтобы поддерживать себя в форме. А по стенам висят таблички с перечислением наград заслуженных моржей. И Зинаида Долинина, и Виталий Яковлевич значатся в этих списках.
Сообщество моржей — это содружество людей с общими интересами. Все-таки пока это именно хобби и отдых, хотя молодежь, конечно, хочет соревнований. С признанием спортивных достижений пока трудно, спорт еще не входит в программу олимпийских видов.
***
фото: