Волшебные способности юного мозга
Детская нейропсихология, не говоря даже просто о нейропсихологии, относительно молодая наука. Часто коллеги-психологи не до конца понимают, чем занимаются те, у кого в названии есть прибавка «нейро».
До того как стать нейропсихологом, Анна Кузнецова была «чистым» психологом. Взрослым психологом, семейным психологом, была занята в семейном консультировании, в основном с женщинами. А в нейропсихологию ушла, столкнувшись со сложностями школьной адаптации собственной дочери.
— Почти сразу у нее стали проявляться поведенческие сложности, — рассказывает Анна Кузнецова. — Больше пяти минут она не могла концентрировать внимание, отвлекалась на уроках. Возникали проблемы с письмом и чтением. Позже это вылилось в дисграфию и дислексию. До школы я не замечала у дочери тревожных симптомов, хотя и сама психолог. Да, дочь не всегда была внимательна, но я списывала это на то, что «все дети невнимательны». А то, что у нее были сложности с концентрацией внимания, так тоже — «возрастные проблемы, перерастет». Получается, я до первого класса не знала, что у моего ребенка есть сложности. А вот уже после выявления сбоев нам посоветовали обратиться к нейропсихологу.
Анна последовала совету, и буквально через три месяца дочь стала более внимательной, у нее улучшились чтение и письмо.
— Учительница это отметила, а я так впечатлилась результативностью метода, что решила сама пройти переквалификацию на нейропсихолога. Так проблемная ситуация дала и позитивные плоды. Я очень довольна и переменами у дочери, и возможностью освоения нейропсихологического направления.
— А в чем кроется высокая результативность метода? Кажется, на занятиях просто играют с детьми.
— У нас не просто игры. Мы делаем все в игровой форме, потому что это дети, им так проще все дается, но все занятия глубоко методичны и продуманны. Имеют четкий фокус и задачи, последовательность выполнения. Нейропсихология совмещает знания разных сфер. Мне всегда было интересно изучать биологию, медицину. И интересны поведенческие, психологические моменты. В основе метода лежит изучение неврологии, строения мозга. Присутствует и физиологический, и доказательный базис. И как раз на стыке естественных и гуманитарных дисциплин находится нейропсихология.
Действительно, есть в этом какое-то волшебство: влияние на работу мозга последовательной серией упражнений. С их помощью выстраиваются нужные нейронные связи.
— На самом деле, зная, как работает мозг, понимаешь, что чудес нет. Это восстановление функций, -говорит Анна. — С точки зрения физиологии все обоснованно.
Психологи знают, что не всегда задачу можно решить одними разговорами; иногда требуется медикаментозная коррекция. В нейропсихологии работа строится напрямую с нервной системой, не через беседы, не через химические препараты, а через комплекс упражнений.
— Хотя психологическое консультирование, беседы с мамой и папой мы тоже подключаем. В зоне нейропсихологии влияние происходит и тогда, когда в нее, условно говоря, не верят. Например, приходит родитель, который решает попробовать, ничего не меняя в семье. Спустя время он видит изменения — и у него формируется доверие. Он начинает больше слушать и идет в терапию или еще куда-то, то есть нейропсихология работает вне зависимости от того, верят в метод или нет. А с психологией по-другому: обязательно доверие и включенность в процесс родителей, осознанная работа над собой.
— Говорят, что нейрокоррекцией непременно нужно заниматься в возрасте от двух до восьми лет, потом поздно будет. Так ли это, или это маркетинговый ход?
— Развитие мозговых центров ребенка происходит в определенное, заложенное природой время. До трех лет развивается зрительное восприятие. До 5-6 лет — фонематический слух, и так далее. После того как интенсивный период развития закрывается, требуется больше усилий для создания нейронных связей, компенсация будет происходит хуже и не будет полной. В раннем возрасте нейронные связи корректируются и настраиваются быстрее и прочнее. Мозг в этот период наиболее пластичен. Eсли какая-то зона повреждена, то другая может взять на себя определенные функции западающей зоны, между ними образуются нейронные связи. Вообще нейропсихологическая коррекционная работа направлена на детей до 12 лет. Считается, что окончательно мозг ребенка созревает к 21 году, но все-таки основной период — это 12 лет.
— Как угадать, что нужно прийти на нейродиагностику? На что нужно обратить внимание?
— Невнимательность, гиперактивность, неуклюжесть, плохой сон, крикливость, задержка речевого психического развития в анамнезе, позднее говорение, позднее начало хождения. Любые нарушения -повод пройти нейродиагностику: успокоиться или начать коррекцию. На самом же деле, на примере своей дочери скажу, что пройти нейродиагностику рекомендуется всем, потому что не все симптомы и проявления очевидны обычным родителям.
— Что обычно приводит к нарушениям в ментальной сфере?
— В 90 процентах случаев на это оказывают влияние сложности в период беременности, неблагоприятные роды и развитие в первый год жизни. Влияет и неблагоприятная экологическая обстановка, питание. Иногда неблагоприятные факторы в семье, недостаточная стимуляция физического развития, недостаточная сенсорная стимуляция. Дети не играют в игры во дворе, много времени проводят в гаджетах.
Порой слышишь жалобы родителей, что «кучу денег отдали репетиторам, а толку ноль». Дело в таких случаях может оказаться не в слабом уровне репетиторов, а в неготовности головного мозга ребенка усваивать информацию вследствие нарушений. Поэтому важно пройти диагностику и коррекцию у нейропсихолога, а потом идти на развивающие занятия. Иначе траты действительно будут напрасными — материал не усвоится. Своевременная нейрокоррекция позволит полноценно сформировать мозг, чтобы подготовить к качественному усвоению знаний, в дальнейшем — к самореализации в профессии.
***
фото: Анна Кузнецова строит занятия в форме игры.