X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

К нефтяной навигации

Черные буковки разбежались по белой бумаге… «Подумаешь, бином Ньютона», -сказал бы один из булгаковских героев. Не скажите.

Я взял в руки сборник «Нефть и газ Тюмени в документах». Пролистай книгу страницу за страницей встречь историческому потоку — и ты сразу почувствуешь, как сама история глядит тебе в лицо, вспоминаются имена и события, которые совершились всего каких-то шесть десятков лет тому назад. И нельзя не восхититься тем, что сделано, и теми, кто это смог сделать. А ведь есть в этом сборнике совершенно точное указание, когда началась именно нефтяная история и первая нефтяная навигация. Eсть даты, с которых, как говорили древние, «пошла есть» эта эпоха.

Отсчитаем от числа, которое обозначено на шпигеле этого номера газеты, ровно месяц назад (конечно, с поправкою на названные мною 60 пробежавших лет): тогда появился приказ производственного государственного комитета по газовой промышленности СССР (внимание!) — об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений Тюменской области.

Стало быть, вот тут и начало. До этого был поиск месторождений, споры ученых и практиков-поисковиков: что искать, где искать, как искать… А здесь уже явно — старт работ. И конкретные задания ведомствам. И конкретные цифры и планы. Интересно читать их сейчас, если знаешь, что и когда получилось. Как практическая работа сотен тысяч человек принесла свои плоды. Но я не буду спешить. Итак. Сказано в документе: спроектировать нефтепровод для транспорта нефти Усть-Балыкского, Сургутского и Мегионского месторождений на Омский НПЗ.

Спроектировать нефтепровод от Шаима до железнодорожной станции Сотник.

Тут я сам, правда, удивился. Сотник — это станция на железной дороге Тавда-Сотник. А ведь я сам ровно через два года после этого приказа, день в день, 22 декабря 1965-го, видел, как заливали шаимскую нефть из новенького нефтепровода, только что построенного. И было это в Тюмени, на транссибирской магистрали. Стало быть, поменяли направление трассы на более дальнее, но сократили путь нефти к потребителю, к заводу. Из этого понимаешь, как нужна была стране тюменская нефть.

Интересно было отмечать в этих документах масштабность задач и стремительность решений.

Вслед за уже процитированным документом, всего через 10 дней, а именно 2 января 1964 года, начальник Главгеологии Горюнов подписывает приказ — обеспечить подготовку запасов нефти и газа в Тюменской области к промышленному освоению. И организовать в 1964-65 годах добычу нефти и довести ее в 1964 году до 200 тысяч тонн. Здесь речь идет о строительстве технических баз и поселков в Мегионе, Сургуте и Усть-Балыке.

А это только начало года. И мы знаем, что из этого получилось. Всего четыре месяца, и на площадках, где стояла противофонтанная арматура геологических скважин, были развернуты причалы, куда в мае того же 1964 года смогут подойти танкеры и нефтеналивные баржи, и в их трюмы хлынут первые тонны сибирской, тюменской нефти. И мой коллега, корреспондент радио Василий Гилев, на всю область — через радиоприемники, конечно, — расскажет о том, что первая нефтяная навигация началась.

«Вот теплоход «Капитан» под командованием Николая Лунина подходит к причалу Нефтеюганска и делает круг почета. Торжественно звучит его гудок. Оркестр на пристани играет марш. А ровно в час дня перерезается красная ленточка, и поток нефти Усть-Балыка устремляется в трюмы громадной нефтяной баржи. Доброго тебе пути и широкой улицы, наша тюменская нефть!» — восклицает журналист…

Так началась нефтяная история нашего края.

***
фото: Праздник на Усть-Балыке.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта