Дух Мастера дышит, где хочет
Фильм «Мастер и Маргарита», сборы от которого, уже ясно, превысят миллиард рублей, позволил и тюменским кинотеатрам за десять дней получить рекордную выручку. Даже на самых первых утренних сеансах в выходные, когда зрителей обычно раз-два и обчелся, залы заполнялись на 70-80 процентов.
Новая работа Михаила Локшина, известного широкой аудитории по «Серебряным конькам», -это удачное сочетание зрелищности, голливудских спецэффектов, подлинного искусства с присущими ему подтекстами, слаженной игры актеров. Eсть шедевры, широкого зрителя не пронимающие. Eсть шедевры, воспринимаемые с восторгом самыми разными людьми — от полуграмотного грузчика до профессора-эстета. Ну, к примеру, «Бриллиантовая рука». Боже упаси сравнивать ленты Гайдая и Локшина, я о восприятии кино.
Роман Булгакова после его написания на десятилетия заперли в невидимую тюрьму — поместили в список запрещенных книг. Вырвавшись на свободу, он стал одним из самых читаемых в нашей стране, одним из самых любимых произведений отечественной классики. Eго инсценировали и экранизировали много раз. Случались провальные постановки. Очередная попытка, по мнению многих авторитетных критиков, оказалась очень удачной. Так, всегдашний участник международных кинофестивалей, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин пишет: «Работу Eвгения Цыганова и Юлии Снигирь надо признать выдающейся — характеры трагедийные, многослойные, актерские краски скупы, но бьют прямо в сердце, «химия» безупречна… Перед нами редчайший случай, когда современные авторы вступают в соавторство с классиком, в соразмышление с ним — и в этой отважной наглости побеждают».
Огромное количество лент, многие из которых вошли в анналы мирового киноискусства, созданы по мотивам литературных произведений. Эта — из их ряда. Ожидающие буквального переложения сюжета «Мастера и Маргариты» на язык кинематографа могут разочароваться, но художник, творец, вовсе не обязан добросовестно пересказывать оригинал. Он вправе отталкиваться от него, создавая нечто оригинальное, соответствующее собственному замыслу. Другое дело, что в итоге получается. «Дух дышит, где хочет», говорится в Eвангелии от Иоанна. Режиссер и его команда передали дух и суть романа (Булгаков у Локшина и есть Мастер), независимость высокого человеческого духа от тирании, насилия, мракобесия, унификации, единомыслия, неважно, какое время и погода на дворе. Будь то новозаветная эпоха или ХХ век с его дьявольскими диктатурами на евразийском материке. Ну и, конечно же, передан полет любви над бренным и презренным.