Лифт устремляется ввысь
В лифтовой я оказался впервые. Она находится на самой-самой окраине города -на производственно-офисной базе предприятия с незатейливым названием «Гор лифт». Наводя справки о нем, с удивлением обнаружил: уже полвека существует!
Когда-то единственная в Тюмени, теперь — одна из крупнейших профильных сервисных компаний. На мониторах диспетчерской службы круглосуточно отображаются данные о работоспособности свыше двух тысяч лифтов. При поломке на место выезжает аварийная машина.
На встречу с директором /Александром Фрицлером я напросился вовсе не потому, что у «Горлифта» на носу юбилей (о чем и не подозревал). Он специалист потомственный, один из наиболее опытных и компетентных в отрасли. Долгие годы руководил предприятием его отец, Владимир Богданович, почетный работник ЖКХ РФ. Сын, после окончания вуза прошедший все служебные ступени, перенял эстафету.
В стране каждый пятый лифт нуждается в замене. В десятках регионов ощущается острая нехватка средств для обновления лифтового хозяйства (в совокупности необходимо около 300 миллиардов рублей). На правительственном и законодательном уровне обсуждается продление срока эксплуатации подъемного оборудования до 28-32 лет с утверждением корректировки в техническом регламенте таможенного союза. В таком случае его действие распространится и на Тюменскую область. И еще один немаловажный факт. 75-80 процентов монтажных и сервисных работ выполняет мелкий бизнес, не располагающий подчас необходимым техническим оснащением, кадровой базой. Для получения контракта малые предприятия сознательно занижают стоимость обслуживания.
— В последние два года рынок сильно трансформировался. Подорожали лифты, запчасти, состав игроков изменился. Ушедшие европейские компании заменили отечественные?
— Заменили отчасти. Мощную конкуренцию российским составили китайские. Доля их продукции увеличилась за короткий срок в три-четыре раза. Столь мощная экспансия стала возможной в первую очередь из-за существенной разницы в ценах. Наши их резко подняли, китайцы же предложили продукцию значительно дешевле, включая расходы по доставке. Без китайского узлового оборудования не обходится и сборка лифтов российских брендов. К примеру, без частотных преобразователей. Домам особо большой высотности необходимы высокоскоростные лифты. Мы их не делаем. На Eвропу сейчас полагаться не можем. Остается Китай.
Внешне лифты из КНР впечатляют. В кабине все блестит и сверкает, на дисплее отображается вся необходимая информация, из динамиков звучит музыка. Вроде и технические характеристики вполне приемлемые. Однако у нас нет длительного опыта эксплуатации. Как они покажут себя через десяток лет, к примеру? Заводов-производителей в Поднебесной — огромное количество. Где гарантия, что те или иные поставщики просуществуют долго и не подведут в последующем с поставкой запчастей?
Говорю это с оглядкой на печальный тюменский опыт. В свое время были смонтированы «для пробы» некоторое количество греческих лифтов. Плохая проба: запчастей для них днем с огнем не сыскать. Лет семь-восемь назад несколько десятков лифтов завезли из Болгарии. Я сразу предчувствовал неприятности: зачем рисковать -иметь дело с малоизвестным заводом бог весть с какой репутацией? И вот: он закрылся, лифты толком не работают, с запчастями одна маета.
— Недавно в Eкатеринбурге председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству нелестно высказался об одном из ведущих лифтостроительных предприятий России, противопоставив ему белорусский «Могилевмаш». В чем подоплека, Александр Владимирович?
— Предполагаю, что претензия к ценовой политике. А к машинам из Могилева у нас доброе отношение. Довольно надежные, с хорошей электронной начинкой, несложные в обслуживании, ремонте. Их полностью собирают из производимых в республике агрегатов.
С запчастями никогда не возникало вопросов. Что касается отечественных заводов, то ни один из них не обходится без зарубежных компонентов. Качество наших лифтов приемлемое, по его уровню они мало отличаются друг от друга. Мне сложно судить о долговечности машин, которые не так давно собирали в РФ иностранные производители, а теперь аналогичные подъемники на тех же промплощадках — новообразованные российские компании. Вот смонтировали в ЖК «Краснолесье» два питерских лифта «Метеор», раньше выпускаемых под американской маркой Otis. Внешне они выглядят неизменно, лебедка — российская, «частотник» китайский. Пока все окей. Посмотрим, как себя в перспективе покажут.
— Удается ли Тюмени своевременно заменять лифты, отслужившие срок эксплуатации?
— Удается. Все лифты по достижению 25 лет меняются на новые. Задержек нет. Утверждены соответствующие планы на 2024 год и два последующих. В нынешнем году в городе подлежит демонтажу 71 изношенный лифт. Прежде на это дело деньги исправно выделяли из бюджета, сейчас — из фонда капремонта. Финансовый резерв обеспечен.
— В чем секрет благополучия? Не в том ли, что город долгие десятилетия оставался преимущественно малоэтажным?
— Правильно мыслите. Отсчитаем 25 лет. Конец девяностых. Тогда в городе домов выше пятого-шестого этажа не так много насчитывалось, до массового высотного строительства еще не дошло. Но лет через пять-семь объемы работ серьезно увеличатся. В последующем возрастут в геометрической прогрессии. Сейчас ежегодно количество лифтов в городе прирастает, по грубым прикидкам, на пятьсот и больше.
Меня беспокоит беспечный, как мне представляется, подход иных застройщиков к проектированию лифтового сообщения в больших домах. В некоторых в часы пик на посадочных площадках образуются очереди. Потому что лифтов не хватает, нагрузка на них запредельная. Когда этажей десятка полтора-два, на каждом по 12-14 квартир, а в подъезде всего пара лифтов, проблемы неизбежны. Тут и трех лифтов недостаточно. Начиная с двадцатого этажа, необходимы четыре. По всей видимости, экономят на них. Возникает вопрос, сколько лет выдержит лифт в высотке при нещадной эксплуатации? Хватит ли на 25 лет? Может, пора ужесточить требования к проектному нормированию?
Не надо забывать: промахи, ошибки в лифтовом хозяйстве неминуемо пагубно скажутся на качестве жизни обитателей дома, потребуют дополнительных, отнюдь не копеечных, расходов. Такой пример приведу. В свое время энное количество лифтов смонтированы в Тюмени с ременной тягой вместо привычной канатной. Мы противились. Но сомневающихся в целесообразности «революционного» решения его сторонники отражали аргументом о плавности хода кабины на ремнях. Людям, понятно, нравится. С чем сегодня столкнулись: износ одного ремня из четырех требует замены всего комплекта. Он полмиллиона стоит! Выделять средства из фонда кап ремонта на подобного рода работы незаконно. Бремя трат ложится на жильцов.
— Когда доходит до капремонта, сколько в среднем времени уходит на замену лифта?
— Обычно стараемся уложиться в 30-35 дней, сокращая предельно допустимый срок в несколько раз. Несложно представить, каково живущим на верхних этажах бабушкам-дедушкам, инвалидам, когда в подъезде единственный подъемный механизм. Поэтому затягивать, пусть и по объективным причинам, по отношению к ним нехорошо.
Периодически сталкиваемся с недобросовестными предпринимателями из нашей сферы. Они обязуются обслуживать энное количество лифтов, однако не утруждают себя присмотром за ними, профилактическими и текущими ремонтными работами. Собрали денежки — тихо удалились. У них и сотрудники, как правило, неквалифицированные. Наши электромеханики, монтажники, связисты, диспетчеры, прорабы обязательно раз в три года подтверждают квалификацию в платных учебных центрах, получают сертификат соответствия. Механик ежемесячно обязан проводить техобслуживание, ежегодно — техническое освидетельствование лифта.
***
фото: Александр Фрицлер в диспетчерской.