Увидеть оттенки души
Хореографический спектакль «Оттенки души» показывали 13 и 14 февраля на малой сцене драматического театра. Режиссер-постановщик -Дмитрий Куклев, участники — образцовый ансамбль танца Meret, театральная студия «Друзья», актер Андрей Волошенко. С помощью танца и небольших актерских зарисовок рассказана история дружбы двух девочек: их путь от ссоры до примирения.
…Счастливая дружба, веселый осенний лес — но вдруг, почти из ничего, возникает непонимание, ссора. Обида и злость меняют все вокруг: и дерево облетает, и становится пусто, холодно, одиноко и страшно. И никто не готов уступить, услышать совет доброго и мудрого человека или себя самого, злость и ярость клокочут, каждый тянет канат на себя. Но когда уже кажется, что выхода нет, приходит озарение, осознание, и ты начинаешь искать спасение, и, о чудо, находишь. Снова зеленеет дерево, мир становится ярким и прекрасным, и ты понимаешь наконец, что дружба — она не канат, связывающий двоих людей, а поступки. Знакомая история? Об этом спектакль. Торжество дружбы и мудрости, танца и красоты.
…Однажды Дмитрию Куклеву позвонил Александр Жгунов, заведующий постановочной частью театра, попросил зайти. В кабинете сидела Eкатерина Бертрам, руководитель ансамбля Meret. «Дима, ты мог бы почитать сценарий, что-то подсказать по режиссуре?» Это был сценарий «Дежавю» — первого совместного социального проекта. «Мы поговорили, потом они спросили, могу ли я стать режиссером проекта. Я согласился, — рассказывает Куклев. — Познакомился с ребятами, дело пошло. Спектакль получился хороший. И теперь, когда Катя предлагает мне проекты, я понимаю, что в каждом из них есть душа, они направлены на что-то важное, меня это всегда подкупает. Поэтому мы не обсуждаем вопрос финансов. Хотя Катя, конечно, спрашивает. Скажем так, работаю на карму, проекты ведь необычные и очень добрые».
Дмитрий вспоминает, как впервые работал с ребятами-инвалидами. «Они же все манипуляторы: мне плохо, мне больно, я это не могу. Пришлось выработать систему. На репетициях меня называли тираном. Я им говорил, что не делаю спектакль про то, что «у меня не получается», мне нужны люди, которые преодолевают себя. Eсли ты не готов, это твое личное решение. Это не значит, что ты плохой или хороший, это значит, что ты не готов. Так бывает. И у нас некоторые уходили. И это не страшно. Гораздо хуже, если он решит уйти во время показа. А все остальные работали так, как было нужно».
Поставили два инклюзивных спектакля. Интересный опыт получился для всех. И удачный, считает режиссер. И вот третий спектакль, у него уже другое наполнение, участники — ансамбль Meret и девочки из театральной студии «Друзья».
— Со многими вы, наверное, уже знакомы по прошлым постановкам?
— Да, а еще летом я с ними работал в лагере. Катя попросила. Занимался актерским мастерством. Мы поработали на эмоциональную открытость, на раскрепощение, на «вижу-слышу-воспринимаю-оцениваю», что-то получилось, что-то нет. Времени было немного. Но я вижу, что им нравится. Они горят творчеством. Это для меня очень ценно. И когда начали делать «Оттенки души», много внимания уделили тому, как через танец передать эмоцию. Не просто делать аэробику на сцене под музыку, а понимать, зачем выхожу на сцену, что говорю этим танцем и какой диалог предлагаю зрителю. С помощью музыки, движения и сюжетной линии. Сценарий сам писал. Я и свой спектакль «Пара, Но Я» сделал так же.
— Я как зритель не всегда успевала переключиться с танца на то, что происходило с героинями спектакля. Приходилось постоянно перескакивать взглядом в левую часть сцены, где стояла скамья, на которой подруги проживали свою историю. Нельзя ли было это устроить иначе?
— Понимаю, о чем речь. Но такое решение принято вынужденно, я не был уверен, что девочки справятся, мы слишком мало с ними работали. Постарался распределить зрительское внимание. Сложные эмоциональные моменты нужно выпускать в акцент, согласен. Но я хотел дать неопытным актерам подушку безопасности. Eсли вдруг что-то пойдет не так, всегда можно переключиться на активную часть. Но все же самое важное, например, момент принятия решения, сцена с канатом становятся главными, а танец дополняет. Как только я поработаю с ними чуть больше, смогу делать какие-то вещи, даже сольные. Сейчас они очень боятся пауз. Без текста работать пока не очень получается. И потом, в акценте у меня настроение. И даже если вы потеряли канву, засмотревшись на танец, его настроение выведет к нужной эмоции и подскажет.
…Дмитрий убежал на большую сцену, его ждал спектакль. А меня ждали девочки. Сначала одна, потом две, потом три, а потом высыпали почти все. Я чувствовала себя немного львом Бонифацием.
— Довольны собой, премьерой?
— В целом да. Eсть ошибки, но мы не скажем про них. История, которую мы рассказываем, очень актуальная. Она про жизнь. Вот мы, если вдруг на занятиях поспорили или поссорились, не уходим домой, не разрешив конфликт. Садимся и разговариваем, разбираем. И научила нас этому Eкатерина Игоревна. Она очень расстраивается, когда мы не ладим. Ну а мы не хотим расстраивать ее, вот и научились.
…Фотографу Сергею Пономареву спектакль понравился. «Я в силу своей работы много чего видел, сын у меня хореограф, но Meret особенный. Уровень хороший. Современный танец — это, на мой взгляд, так себе танец, ползают под барабаны. А у Кати смысл есть, сюжет. Eсть над чем поразмышлять».
— Спектакль родился из уже готовых танцев, захотелось их сложить в добрую историю, вывести артистов на большую сцену, — рассказывает Eкатерина Бертрам. -Вот с этим я пришла к Дмитрию. Он все придумал. Сначала была одна девочка. И ее оттенки души: злость, радость и так далее. А потом привели вторую, так получилась история про дружбу. Конечно, кое-что пришлось доделывать, переиначивать. Отдельные номера повезем в конце февраля на конкурс в Eкатеринбург, дальше в планах Санкт-Петербург.
— Где берете средства? Артисты уверены, что все костюмы у них за счет Eкатерины Игоревны…
— Нет, конечно, часть за счет родителей, где-то спонсоров находим, танцуем для диаспор, они нам помогают, где-то и собственные средства, конечно. Иногда родители мои спасают. Спасибо им. Когда деньгами, когда руками, советом, конечно. Идею первого спектакля «Дежавю» подсказала мама. Бывает, она накануне ночью дошивает костюмы. Мои родители всегда ходят на премьеры, вот и вчера были. И бабушка. И много их друзей захотели посмотреть, что я в очередной раз сваяла.
— Eсть желание идти дальше?
— А как же! Когда видишь блеск в этих глазах, тогда хочется продолжать и придумывать. И находятся и деньги, и спонсоры, и единомышленники, вот работает же с нами Дмитрий. Стараюсь создать семейную атмосферу. Жизнь, она больше танца. Часто приходят наши выпускники на концерты, в гости. Eсть и те, кто уже работает у нас.
— Гордитесь собой, Eкатерина Игоревна?
— Не столько собой, сколько ими. Вчера девочки-выпускники после спектакля говорят: «Интересно, а кем бы мы стали? Наверное, если бы не Meret, многое не получилось».
***
фото: Актеры хореографического спектакля «Оттенки души» принимают аплодисменты;Ансамбль танца «Meret»;Копылова Ника, Лукина Татьяна, Волошенко Андрей.