X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Судостроители на мели

Один из центров российского судостроения в XIX веке. Один из центров сибирского судостроения в ХХ веке. Свертывание работы предприятий, исчезновение отрасли в XXI столетии. Это все относится к Тюмени.

От былой корабельной мощи почти не осталось материальных свидетельств. Под свидетельствами подразумеваются прежде всего физические объекты эпохи 1870-1910 годов, связанные с производством Жабынского завода, с деятельностью его владельца -сверхэнергичного предпринимателя Ивана Игнатова. Большинство пароходов, бороздивших тогда реки Сибири, были спущены со стапелей в Тюмени. Мне довелось увидеть, судя по всему, единственное в стране хорошо сохранившееся судно с Жабынского — в Красноярске на берегу Eнисея. Это «Святитель Николай», изготовленный в 1887 году. На нем путешествовал Николай Романов, еще в статусе царевича. «Святителя» не отправили в лом, а превратили в музей благодаря Владимиру Ильичу: Ленин, будучи ссыльным, плыл на нем до Шушенского.

Где-то еще осталось подобное -цельнокорпусное, не сгнившее -от игнатовского завода? Несколько лет назад на федеральном торговом портале некто выставил аж пару пароходов, построенных в Тюмени в 1904-1905 годах. Всего-то за 2,5 миллиона рублей. Выяснить судьбу необычного товара, отыскать сведения о продавце, как и следы объявления, не удалось. А хотелось бы. При желании среди множества давно затонувших, покоящихся на дне Туры суден можно, наверное, отыскать дореволюционные экземпляры. При переброске моста-дублера в створе улицы Челюскинцев строители наткнулись на остов корабля. Поглазели, сфоткали, зарыли. Решили, что тот, полуистлевший, ценности не представляет.

С грустью наблюдал за сносом последних корпусов Жабынского завода. Рушили толстенные крепкие кирпичные стены, способные, наверное, еще век выстоять. Что ж, старое, ненужное, должно уступать место новому. Новое в Тюмени — как правило, ЖК. Ладно. Только отчего бы застройщику, давшему комплексу очень оригинальное для нашего края название «Финский залив», не оставить фрагмент (выбирать было из чего, в том числе визуально, эстетически, выигрышного), органично вписав его в облик многоэтажного «залива»? В благодарную память о предприятии, прославившем Тюмень, об Иване Игнатове, одном из выдающихся в истории Западной Сибири предпринимателей, роль которого в развитии города сложно переоценить.

ПАВЕЛ ТРЯСЦИН

Речь ведь не только о крупнейшей судоверфи. На примыкающей к Туре территории (часть нынешнего Мыса), которую занимал завод вместе с жилым поселком, был создан во многом образцовый социум. В части организации труда, технологического уровня, подготовки кадров и привлечения специалистов, отношения к людям. Электростанция (свет в домах рабочих), народные училища, неплохое медицинское обслуживание.

Где сегодня можно поприветствовать Игнатова? На набережной. Он в составе скульптурной композиции. Рядом с ним — англичанин Гектор Гуллет, стоявший у истоков тюменского судостроения.

Через три месяца исполнится 110 лет со дня смерти Ивана Ивановича. Поклониться его праху, собственно, негде, поскольку захоронен на монастырском кладбище, впоследствии утраченном.

Придется, друзья, смириться. Детройт, к примеру, тоже в свое время был центром американского автомобилестроения. А теперь почти не имеет к нему отношения.

…Профсоюзный мост. По левую руку территория грузового порта отдана под ЖК. Застройщик обещал сохранить один портальный кран, прочно закрепив на площадке, надеемся, что не откажется от замысла (допустим, из соображений безопасности). По правую руку — другой ЖК. 70 лет здесь располагался судостроительный комплекс, где произведено около двух тысяч судов различного назначения, плавучих конструкций. Визуально напоминает о прошлом макет торпедного катера близ бывшей проходной. 47 гектаров земли отошли девелоперу за 773 миллиона рублей.

«Тюменьсудокомплект». Вроде еще на плаву. Однако обнадеживающих новостей в последние годы нет. Уже в нынешнем веке здесь изготовлено свыше 200 самоходных и несамоходных судов, включая пару десятков рефрижераторных, в том числе морского класса «Полярная звезда» — для Ямала. Испытал сильнейший финансовый кризис, едва не разорился, попал под внешнее управление, спасался заказами из. Средней Азии.

Серьезных частных вложений в судостроительную отрасль города не наблюдается. Eсть пример обратного свойства: в прошлом году бизнесмен из Тюмени приобрел на торгах профильное предприятие в Волгограде. За 428 миллионов рублей. Центр западносибирского судостроения перемещается в Тобольск, в поселок Сумкино. На модернизацию тамошнего завода направлено около трех миллиардов рублей, после 30-летнего перерыва возобновлено строительство сухогрузов класса «река-море».

***
фото: Изготовленный в Тюмени пароход — музейная достопримечательность Красноярска;Каждый год берега Туры были заполнены судами, нуждающимися в ремонте.

Поделиться ссылкой:

  • Юрий

    «По правую руку — другой ЖК. 70 лет здесь располагался судостроительный комплекс, где произведено около двух тысяч судов различного назначения, плавучих конструкций».
    Суда не «производятся», а строятся. Чтобы убедиться в правильности замечания напишите:»Судопроизводительный завод» и все станет ясно.

  • Юрий

    Назовите ФИО губернаторов и хозяев владельцев достигших таких потрясающих результатов

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта