X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Честная история репетитора по русскому

Я не учитель и не могу назвать себя даже преподавателем — для этого нужно получить педагогическое образование. Однако так случилось, что я начала заниматься с учениками.

В 2019 году я поступила на филфак. Первый год студенческой жизни вообще не задумывалась о чем-то, кроме учебы: ходила на лекции по истории русской литературы и старославянскому языку, изучала науку и выполняла задания. Периодически приходилось объяснять одногруппникам что-то о лексике, синтаксисе и других разделах русского языка. Вот тут-то я и поняла, что у меня неплохо получается объяснять. Так начался мой путь в репетиторстве.

Первым подопытным кроликом стал мой младший брат. Он в принципе ничего не понимал в русском языке — с его математическим складом ума задания давались ему сложно. Мы договорились, что раз в неделю я буду помогать ему с домашкой. Это был тест на мое спокойствие и умение объяснить сложное правило простыми словами. Сначала было непросто повторять одно и то же по нескольку раз, усмиряя собственный пыл, показывать картинки и даже использовать молодежный сленг. Однако уже через месяц наших занятий его оценки улучшились. Все были довольны: мама радовалась четверкам в дневнике, а я — что у меня стало получаться.

Второй ученик мне запомнился на всю жизнь. Он щелкал мои задания как орешки. Приходилось готовить их в два раза больше. Вот спрашиваю его: «Какой корень в слове «пойти»?», а сама думаю: ну точно не догадается. Детям обычно сложно представить, что в корне слова может быть всего одна буква. А он отвечает: «Так, ну «по» — приставка, «ти» — суффикс, значит, корень -«й». Я хвалю, а сама думаю: «Не может быть, он действительно догадался».

Я ему говорю: «Саш, тебе лучше профессию с языками связать. У тебя способности», а он отвечает, что надо учить физику и математику. Представляю, каково школьным учителям видеть способности в учениках и понимать, что они их не развивают.

Дети тоже часто задают вопросы, на которые у меня нет ответа. Например, почему нужно писать «собака», а не «сабака». «Потому что это словарное слово — его написание нужно запомнить». «А почему люди решили, что нужно писать через «о»?» А я не знаю, нужно заглянуть в этимологический словарь (и в этимологическом онлайн-словаре русского языка Семенова мы читаем, что, вероятнее всего, «собака» произошла от древнеиранского слова sabaka). Другой вопрос, который часто задают и который я очень люблю: «А зачем вообще читать? Вот Пушкин написал «Eвгения Онегина», а мне как это в жизни пригодится?» Любое произведение помогает развивать критическое мышление. Ребенок, читая отрывок из романа в последнем задании EГЭ, в сочинении должен раскрыть проблематику, отразить авторскую позицию или, проще говоря, ответить на пресловутый вопрос «что хотел сказать автор?» Кажется, что это такая ерунда, но на самом деле это учит вчитываться в текст и понимать сюжетную линию, мотивацию персонажей и их психологию, а не просто скользить взглядом по строчкам. И это мне нужно объяснить ученикам, которые сейчас в принципе практически не читают книг.

Может, у меня уже профессиональная деформация, но мне кажется, что если ты говоришь на русском языке, то правила нужно знать. В жизни мы регулярно сталкиваемся с людьми, которые говорят «одень куртку» или «наложи мне добавки». Поэтому я считаю важным объяснить ученику, что все равно нужно говорить правильно. Даже если на семейных застольях ты слышишь ошибки, не повторяй их.

Каждый раз, когда я перестаю заниматься с каким-то учеником, я радуюсь, что получилось вложить в него немного (или много) любви к родному языку.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта