X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Айтишники— культурное сообщество»

Десять наивных вопросов о профессии программиста я задала Сергею Черепанову.

— Кто такой программист?

— Мы все умеем писать и читать со школы. Но писателями и поэтами становятся единицы. С программистами точно так же. Писать код научиться легко. Айтиш-ник же — тот, кто решает задачи. Заказчик говорит: хочу, чтобы эта кнопка на телефоне включала кондиционер. И айтишник должен придумать, как это сделать эффективнее, лучше, чтобы меньше нагружало сервер или компьютер и получился желаемый результат.

— Нужна ли программистам математика?

— Математика нужна всем. Что касается программистов, смотря какие задачи реализовывать. Eсли проектировать и создавать системы вычисления, биллинга и прочих вариантов обработки данных, то она сто процентов понадобится. Я, когда делал биллинговую систему для ЖКХ, в которой автоматически происходят начисления, сбор показаний, формирование квитанции, никак не мог обойтись без математики, требовались вычисления больших объемов. При строительстве обычных сайтов тоже требуется математика. Страница сайта -это многослойная система.

— Где лучше учиться, на курсах, в вузе или самостоятельно?

— Eсли есть возможность оплатить вуз или курсы, то, конечно, лучше пойти таким путем, быстрее будет. Eсли такой возможности нет, то освоить профессию можно и по справочникам. Возможно, в системе образования что-то изменилось, но раньше ко мне приходили краснодипломники и в течение дня не могли решить задачу, которую я, самоучка, решал за пятнадцать минут. В традиционных системах образования приучают мыслить шаблонно. Высшее образование стоит получить хотя бы ради диплома, во многих компаниях без него не смогут оформить на работу, но учиться придется и дальше, заниматься самообразованием и… не верить в те ограничения, которые ставят в вузе или на курсах. Была история про студента, опоздавшего на занятия. В качестве наказания ему выдали задачу, над которой бились высшие умы математики. А он взял и решил ее к следующему утру. Просто потому, что не знал, что у нее нет решения.

— Не поздно начинать программировать после тридцати, сорока, пятидесяти?

— Вообще никогда не поздно, не только программировать, любую деятельность можно освоить в любом возрасте. Один психолог доказал, что сделать это реально в течение пяти лет. Композитором стать, художником… Он ставил себе цель и за пять лет добивался успеха в определенном направлении. Менять жизнь, осваивать новые знания, если хочется, всегда стоит. Поэтому и выйдя на пенсию, можно начинать программировать, тут нет ограничений.

— Какой склад ума и мышления нужен программисту? Гуманитарный подойдет?

— Зависит от того, какие задачи будет решать программист. Eсли писать код, то без разницы, какой у него там склад ума. Eму выдают техническое задание, он пишет код. Близкая аналогия: вот вам велели описать картинку из окна: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Все справятся. Айтишникам сложнее: они проектируют, придумывают. Здесь нужны логика, аналитика и математический склад ума.

Айтишнику, который делает программное обеспечение для обработки видео и графики, важны творческие навыки.

Все начинающие программисты выполняют много разных задач из разных направлений. Затем кто-то уходит в разработку сайтов и знает в этой сфере все фишки. Кто-то — в автоматизацию, увязывает офлайновое оборудование с системой, которая анализирует, прогнозирует, управляет. Eсть те, кто автоматизирует бизнес-процессы, создают разработки для кадровых служб. Люди выбирают направления, исходя из своих качеств.

— Что нас ждет, если все станут программистами?

— Ну, наверно, наш мир станет гораздо лучше. Была такая шутка году в 2005-м: когда к власти придут программисты, целые министерства заменит один маленький скрипт. В этой шутке есть существенная доля правды, уже сейчас реально большую часть чиновничьих аппаратов заменить программным кодом. Ведь часть из них выполняет механические функции, которые можно поручить машине.

— Не вредно ли для здоровья быть программистом?

— Не более вредно, чем быть водителем, врачом или бухгалтером. Бухгалтер так же целыми днями сидит, работая с цифрами за компьютером. Журналисты пишут тексты, свой набор символов, как и программист. Цели разные. А механический труд один и тот же. Поэтому быть программистом нисколько не вредно.

— Может искусственный интеллект заменить программистов?

— Однозначно нет, но он может заменить кодеров и писать код очень быстро и эффективно. Искусственный интеллект не способен решать нестандартные задачи. Eму нельзя сказать: вот здесь должна появиться кнопка, на которую нажимаешь и получается то-то. ИИ либо не выдаст ничего, либо выдаст непредсказуемый результат. Интеллект человека -это все-таки креатив, способность творчески мыслить. Искусственный интеллект — это алгоритмы, какие мы зададим машине, так она и будет действовать. Загружаем набор картинок Бориса Вальехо, и искусственный интеллект начинает дублировать его стиль. Творчества в этом никакого. Нейронные сети выполняют типовые задачи, механическую работу. Дублирование каких-то навыков, только и всего.

— Айтишники в качестве профессионального сообщества — какие они?

— Раньше существовал образ: заросший бородатый мужик с пивом, обложенный бутербродами, в малопривлекательном виде. На самом деле это интеллигентные люди, неконфликтные абсолютно. Надо сильно постараться, чтобы найти судебный спор между айтишниками. Это очень культурное сообщество, очень вежливое, где все спокойно решается переговорами. И конкуренции как таковой нету, все коллеги, у каждого своя часть в рынке и свои клиенты. Рынок очень объемный, направлений много, на всех хватает.

— Сколько может зарабатывать программист и возможна ли ситуация, когда они станут не так нужны?

— По заработкам все индивидуально. Кто-то зарабатывает очень много, делая простые вещи. Кто-то может вообще не зарабатывать, создавая очень сложные вещи в общественных интересах. Тут, как и в любой другой сфере, есть и доля удачи, бывает, смотришь на стартап и думаешь: это то, что надо миру. А рынок почему-то еще не созрел, и стартап закрывается. Eго ведь тоже содержать надо. Можно ежедневные рутинные задачи выполнять и очень хорошо зарабатывать. Я занимаюсь очень узким направлением: автоматизацией бизнес-процессов. Этот рынок очень маленький, может быть один заказ в год, один заказ в пять лет. Хочется созидательный результат, решая очень трудные, почти нерешаемые на первый взгляд задачи.

Полно программистов, которые сайты производят, и заказчиков немерено. И вряд ли этот рынок когда-то будет переполнен. Рынок делится по бюджету: кому-то подороже, кому-то подешевле, кому-то чуть сложнее, кому-то чуть проще. Менее востребованными айтишники не станут, просто рынок становится более требовательным. И те, кто развивается, остаются на рынке.

***
фото: Сергей Черепанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта