Феномен Пульникова
«Ты дружок и я дружок -становись скорей в кружок», -призывает музыкальный руководитель Илья Пульников детей из группы «Мишутка» детского сада N134. Мальчики и девочки встают в круг, а Илья Леонидович предлагает им сварить кашу. Музыкальную. Для этого нужно проговорить слова по слогам, а еще хлопать, топать, щелкать языком и булькать — это и есть основной принцип эвритмики.
— Развиваем чувство ритма, используя звучащие жесты, а тело является главным музыкальным инструментом — хлопки, например. Надо, чтобы дети чувствовали этот ритм на себе, — объясняет Илья Леонидович основы эвритмики. Eе придумал почти сто лет назад Эмиль Жак-Далькроз. Она тренирует память и внимание. Пульников стал работать по этой технике не так давно, но уже в этом году представил ее на городском конкурсе «Педагог года», где и занял первое место.
В раннем возрасте, по мнению Ильи Леонидовича, надо задействовать сенсорное развитие — чтобы дети поняли, как работать с музыкальными инструментами. Дети средней группы уже могут освоить простейшие ритмические рисунки и звучащие жесты. Занятие с кашей Пульников придумал сам. Сам написал сценарий. Сначала дети читают по слогам слова, что-то похожее на кричалки, одновременно топая и хлопая, а потом Пульников садится за клавиши, переводит ритм на них, и начинается музыка.
Заведующая детским садом Eлена Пуртова признается, что Илья -это человек-импровизатор. Он постоянно экспериментирует.
— Понимаете, он нестандартный педагог, самородок. Прийти в женский коллектив было нелегко. Я его брала как молодого специалиста 14 лет назад. Сначала мне были важны его теоретические знания, умение играть на фортепиано. Прошел первый праздник в детском саду, второй, и мы увидели его организованность. У него был прекрасный наставник — музыкальный работник Ольга Николаевна. Она терпеливо объясняла, как одеться, как встать, как смотреть. Чтобы дети к нему потянулись, доверяли. Основа его занятий — игра, -рассказывает Eлена Михайловна.
Сам Илья Леонидович признается, что главное — не заставлять ребенка заниматься. Надо его заинтересовать. Иногда даже подурачиться вместе с ним, но потом обязательно расставить границы. Как понять, есть ли у ребенка расположенность к музыкальному развитию или к музыке вообще? Надо смотреть на его эмоциональную отзывчивость. Допустим, если ему три, четыре года, то уже можно дать музыкальные инструменты, если есть интерес и желание. Уже в этом возрасте можно начинать формировать музыкальные навыки, это не рано.
Илья Леонидович родом из села Бархатова. Семья была большая, а музыкальная школа находилась далеко, возить было некому. Но… тяга к художественной самодеятельности проснулась в нем рано, в местном доме культуры он всегда участвовал в концертах, программах, посещал театральную студию, вокальную, танцевальную. После школы Пульников поступил в колледж цифровых и педагогических технологий на улице Минской, и там уже освоил нотную грамоту, научился играть на музыкальных инструментах: флейте, блок-флейте и фортепиано.
— Эти знания и умения, которые я получил в педагогическом колледже, надо было применить, зря я, что ли, учился. Поэтому решил пойти в детский сад как музыкальный руководитель. И остался. Мне подходит, тут каждый день можно заниматься творчеством и импровизировать. Думаю, что профессия сама меня нашла, — говорит Пульников.
***
фото: Малыши группы «Мишутка»;Илья Пульников.