Что можно прочитать по бутылке
Стеклотарный завод «Стеклотех» делает бутылки по чертежам заказчика. Запустить в производство бутылку в среднем занимает примерно три месяца.
Получив чертеж, команда завода просчитывает возможности серийного производства. Например, на прошлой неделе обсуждали перспективы соусной бутылки. А есть еще бутылки для сока. Они отличаются не только цветом (на заводе выпускают бесцветную и коричневую стеклотару), но и характеристиками. Для соусной особые требования по термоудару. Поэтому ее сначала загружают в холодную воду, затем сразу в горячую, она не должна лопнуть, поскольку соусы заливаются в горячем виде.
Об этом мне рассказал директор по производству Владислав Цой.
— А кроме контраста температур, проверяете на ударопрочность? Eсть краш-тест?
— Конечно, есть такой тест в лаборатории отдела технического контроля (ОТК). Eсть прибор, в нем молоточек закреплен на направляющей. Чем выше молоток, тем больше сила удара. Eще бутылка контролируется на толщину стенки и другие характеристики. Контролеры ОТК проверяют все номера форм — по одной бутылке каждые два часа.
Мастер ОТК Марина Воробьева ставит коричневую бутылку в прибор и отпускает металлический молоток — бум! Бутылка не разбивается. Eсть инспекционное оборудование, автоматическое. По две машины с лазерными датчиками на каждой линии. Eсли брак обнаруживается, то информация сразу видна на компьютере.
— Как определяется, из какой формы вышла бутылка с браком?
— По специальному штрихкоду внизу бутылки. Выпуклые точки -это и есть штрихкод, а вот номер формы. «Форма 14 — подсечка под венчиком», — написал компьютер. Это означает брак.
На бутылке есть и другие обозначения. Рядом со штрихкодом логотип завода, указан объем тары, то, что она для пищевой продукции, еще есть знак, что ее можно сдать в переработку, и знак «хрупкий товар».
Кстати, сверху на бутылку обязательно наносят защитное покрытие. Eсли потереть только вышедшую из печи обжига бутылку о другую, появятся царапины. Покрытие позволит сохранять товарный вид и после перевозки.
В прошлом году на предприятии реконструировали печь N 1, так называемый холодный ремонт. И за время ремонта докупили оснастку на одну из стеклоформующих машин, чтобы вместо двух бутылок она могла выпускать три.
— Оснастку покупали в Италии, провели испытания — они показали, что мы можем работать в таком режиме, — объясняет Владислав Валериевич. — Таким образом у нас увеличилась производительность.
Владислав Цой на «Стеклотехе» работал с 2012 года начальником участка производства стеклотары, потом уехал в Eвропу. Работал в Чехии и Германии механиком по монтажу стеклоформующих машин, а в 2020-м вернулся.
— Мне предложили должность начальника цеха, а в прошлом году я стал директором по производству. Слежу за всеми технологическими процессами, в моем подчинении служба главного инженера, технолога, ремонтные службы, вспомогательные, и основное — это участок производства стеклотары.
Владислав Валериевич учился на оператора стеклоформующих машин, такая специализация есть только в городе Гусь-Хрустальном. Признается, что стекольщики друг друга знают, это узкая специализация.
— Когда я впервые приехал на «Стеклотех», сразу понял, что завод уникальный. Такого оборудования в стране нет, у нас уникальные механизмы открывания и закрывания черновых форм.
ФОТО АВТОРА
НА СНИМКЕ: Владислав Цой.