X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

А Медведь-то женщина!

Я окончила филологический факультет и, естественно, играла и мужские роли, как полагается студентке филфака; фотографируясь, исправно рисовала кавказские усы. Любое воспоминание о самодеятельных театральных этюдах в лицеях, университетах связано с женщинами, лихо нацепившими на себя усы. Не хватает мужчин, что поделаешь.

В 25-й школе 25 апреля театральная студия «Арт» показала спектакль «Обыкновенное чудо». Все было по старинке, по классике. Женщины с приклеенными усами — в миру учителя математики, начальных классов, иностранного языка — изображали персонажей каким-то надтреснутым, басовитым голосом. Впечатление это всегда производит гротесковое. Что-то на грани кабаре, цирка, театра с тантамаресками и чревовещанием или фигурами колядовщиков перед Рождеством. А то, что происходит действо на фоне занавесочек и окон школьного класса, усиливает странность происходящего. Только задачи увлечь публику нет. Это театр для себя.

Что заставляет женщин, а в основном это действительно они (за исключением одного мужчины -Никиты Тимофеева, учителя иностранного языка), заниматься театром вне уроков? Eсли говорить о влечении к искусству, то скорее его тут нет — как нет особого желания расширяться, показывать это на большую публику. Нет желания учиться театру в смысле поиска каких-то форм, оттачивания профессионального мастерства и именно актерского перевоплощения.

Многие из участников очень скромные и ни о какой славе не помышляют. Среди зрителей — те же учителя, скучающий физрук сидит в уголке, окруженный болтающими дамами. Многие, кстати, сидят в зале, а не играют на сцене только потому, что ролей на всех не хватает. Зрительница Наталья Куприянова, учительница информатики, печатала билеты. Билетики как пропуск в сказку — тоже чем-то напоминают те, которые мы рисовали в детстве.

Играют сами для себя. Все всех знают и просто смеются, увидев коллегу, одетую в собранный из того, что попалось под руку, костюм. Кого же они мне напоминают? Да своих же учеников. После уроков они сами будто превращаются в детей. Конечно, такой театр — это отчасти психотерапия. В школе сегодня тяжело, нагрузки огромные, и это такой выплеск.

На спектакле я испытала приятное чувство дежавю — как будто сериал «Папины дочки» смотрела, такие узнаваемые и характерные были персонажи-учителя. И даже есть своя Маша (Мирослава Карпович, как я ее для себя назвала) — обаятельная Диана Саукова, учительница начальных классов. Играет она Фрейлину. А костюм — темно-синее платье и шляпку с сеточкой-вуалью — заказала на Wildberries, рассказывает Диана с озаряющей мир улыбкой. Молодая красавица Диана ничуть не грустит о выбранном пути, а наоборот, гордится, что попала в такую хорошую школу — отбор был большой. А самое главное, она считает, для нее в театре — это провести время с коллективом, который она обожает.

— Захотели заняться чем-то помимо уроков и подготовки к ним и решили, что нужно организовать какую-то самодеятельность, — делится Лиана Ахметзянова, учитель истории, она играет в спектакле Принцессу.

— Не хотели пойти в театральный?

— Нет, педагогика мне больше по душе. Я люблю учить детей, но хочется заниматься еще чем-то. Отдых — это смена деятельности: вот, пожалуйста. Очень сложно было готовить спектакль, потому что у нас с учителями расписание не сходится, нагрузка у всех огромная. Нужно успевать репетировать после уроков. У людей семьи есть. В этом плане было сложно. Но когда увидим результат, узнаем, насколько все удалось.

— Как доставались роли? Были ли споры?

— Меня назначили. Роли подбирали так, чтобы подходили по внешности, никто не спорил.

Конечно, главный затейник, без которого ничего бы не было, — Светлана Eрмакова, учитель математики. Eе богатый опыт в загородном лагере дал возможность и в школе организовать такую студию, которая работает с 2012 года. Усы у нее отрываются, она налепила их на скотч, и вот уже остается одна борода. Играет Светлана Владимировна Волшебника.

— Хотела сделать по одному сценарию, сейчас у меня по-другому получилось, — рассказывает она. -Я поставила с выпускниками шесть спектаклей, в том числе «Снежную королеву», «А зори здесь тихие», «Сказку о потерянном времени». В этом году с коллегами поставили «Старые песни о главном», был у нас проект на Новый год. Это не спектакль, а концертные номера, такая развлекательная программа. И вот мы решили поставить спектакль, чтобы уйти от учительской рутины.

Светлана Владимировна считает, что отвлекаться необходимо -в этом ресурс, появляются силы, потому что реализуешь себя в чем-то другом, раскрываешься по-новому. Костюмы делали учителя, а занавес, который в зале, сшили родители прошлого выпуска. Все декорации — деревья, дверь -сделаны руками одиннадцатиклассников, сегодняшних выпускников, они помогают. А сценарий написали выпускники 2017 года. Они тоже ставили «Обыкновенное чудо», поэтому так его и оставили.

По типажу Светлана Владимировна могла бы быть кем-то вроде героинь Тамсин Грейг, характерной британской актрисы — вытянутый нос, лукавая улыбка и каре. Кстати, та тоже порой играет мужские роли. Но только школьные актеры даже в жизни ярче, чем на сцене.

— У вас целая студия, там ученики больше или учителя? Или вместе?

— Преподаватели присоединились только в конце прошлого года. Сейчас учеников мы не привлекли, но, надеюсь, на следующий год поставим совместный спектакль.

— Вы посвящаете репетициям отдельный день?

— Да, обычно, когда у меня театральная студия работала в том объеме, как мы занимались с учениками, это была пятница, мы собирались после уроков.

— А вы изначально не хотели играть в театре?

— Нет, вообще не хотела. Я работала в лагере — и старшей вожатой, и заместителем директора, и воспитателем, мне это все интересно. Когда я провожу какое-то мероприятие, получаю колоссальное удовольствие. Спектакль — это коллективное творческое дело, все совместно.

— Учителя — послушные ученики или наоборот? Как ведут себя на репетиции?

— По-разному учителя себя ведут, потому что не всегда удается собрать их вовремя, все очень загружены. У нас не было ни одной репетиции, где бы мы от начала до конца погрузились в спектакль, сценами репетировали. Две учительницы в начальных классах преподают, и еще у двух уроки во вторую смену — сложно.

— В основном все женщины, да?

— Да, и один мужчина. Он играет мужскую роль, но я не назначила его на главную — типаж немного не тот, поэтому главную роль все-таки играет женщина.

— Сложно было учить роль?

— Очень-очень, боюсь, что забуду, но у нас есть суфлер, он, надеюсь, нам будет подсказывать.

— Дирекция поддерживает?

— Когда у нас есть стимулирующий фонд, нам за это директор всегда старается заплатить.

Женщины в спектакле порой очаровательно сбиваются и говорят: «Я так рада, что я отец». Это придает театру какой-то народный шекспировский дух: все школьные театры в России — это шекспировский театр наоборот, где женщины играют мужчин. Думаю, что весь спектакль разойдется на цитаты, и они долго-долго будут скрашивать непростые будни учителей, заставляя лица расцветать от искристого смеха.

Спектакль «Обыкновенное чудо» все знают по тому самому фильму Марка Захарова. Eсли коротко, он о том, как Медведь стал человеком благодаря волшебству — любви. «Иногда душа требует волшебства», — говорят со сцены герои школьного театра.

Мне кажется, так и есть — учителям сегодня театр просто необходим, как глоток свежего воздуха, как и всем другим, в том числе совсем не театральным людям. Он помогает жить и работать дальше и делает медведей отчасти людьми. Пусть и с отваливающимися усами.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Моменты спектакля;Диана Саукова, учительница начальных классов (Фрейлина);Лиана Ахметзянова, учитель истории (Принцесса).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта