X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Директор должен быть доступен

Кабинет директора находится у самого входа в гимназию N 4. Как говорит Владимир Тарасов, так удобнее следить за двумя большими корпусами, где учатся пять с половиной тысяч детей.

— Во-первых, мне так удобно, -говорит Владимир Анатольевич, -я сразу понимаю, что происходит в гимназии. Во-вторых, я в распоряжении родителей, если что-то произошло, тут же можно исключить недопонимание между родителями и гимназией.

— Вы встречаете ребят?

— Я выхожу утром, в течение дня обхожу гимназию.

Eсть дежурный администратор, который обязан выходить и встречать детей, смотреть, как они одеты, что с ними происходит.

— Кого вам больше нравится встречать: малышей или старшеклассников?

— Со стороны кажется, что есть разница между пятым и одиннадцатым классом. Они все дети. Просто думают, что они взрослые.

Инна Бардакова

— Какие вопросы приходится урегулировать чаще?

— Недопонимание зачастую идет от мессенджеров. Люди разучились разговаривать, им проще написать. И возникают казусы: зачисление в первый класс, в десятый класс, в лагерь, проблемы с оценками. Когда классный руководитель пишет сообщение, а его интонацию не поняли, знаки препинания пропустили. Родитель прибегает взволнованный. У него иногда складывается впечатление, что цель педагога — обидеть ребенка, усложнить ему жизнь.

Вот недавняя ситуация: папа решил, что я запретил девочкам на последний звонок надевать белые фартуки. Сообщение об этом выложили в чат, и возник конфликт на пустом месте, который был бы легко решаем, если бы папа пришел ко мне в кабинет. Я люблю классическую форму и белые фартуки и не думал ничего запрещать.

Сложное поколение?

— А с кем работать сложнее всего? Eсть мнение, что родители из поколения девяностых совершенно невыносимы.

— Честно говоря, это штамп. Я из поколения девяностых. Половина наших педагогов тоже. У нас очень молодой коллектив. Eсть и педагоги поколения нулевых. Все идет из семьи, зависит от воспитания. Когда ребенок приходит в школу, у него уже заложены базисные ценности. Образовательное учреждение их только редактирует. Ни одна школа, ни один учитель не победит авторитет родителя.

— Как начинался ваш путь в школу?

— В педагогику меня привела любовь к истории. Окончил истфак Ишимского пединститута среди первых его выпускников с красным дипломом. На старших курсах преподавал историю Древнего Востока. Устроился в колледж, но сейчас понимаю, работали со мной неправильно, через три месяца решил — с педагогикой завяжу. Занимался другими видами деятельности. Случайно пригласили в школу в селе Старый Кавдык Ялуторовского района, пообещали жилье. Два года поработал и решил переехать в Тюмень. Быстро нашел место: стал учителем истории, а потом и заместителем директора 41-й школы. Ольге Викторовне Живодеровой отдельное спасибо. Это педагог с большой буквы. Затем мне сделали предложение перейти завучем во второй корпус 94-й школы за рекой. Она как раз только построилась. И после предложили стать директором вновь созданного юридического лица — 4-й гимназии. По факту мы появились только 1 февраля 2023 года.

Инна Бардакова

Инна Бардакова

Строить с нуля всегда интересно

— Вы полностью курировали строительство школы, наверное, захватывающий процесс.

— Здесь исключительно наши идеи, от цвета стен до дизайна мебели. Даже канализацию и электропроводку меняли под наши особенности. И шторы я выбирал. Актовый зал — мой проект. Оборудование, перегородки, линолеум выбирали вместе с коллегами. Я сторонник пастельных тонов. И если вы пройдетесь по школе, то увидите, что она получилась спокойная, светлая.

— Педагогический состав преимущественно женский?

— Из 175 педагогов тридцать мужчин. Это считается очень хорошо. Трое из них — учителя начальных классов. Это вообще нонсенс. Один немного занимался модельным бизнесом. Приехали ваши коллеги с новостного портала и написали о нем статью под названием «Самый красивый учитель». И его тут же пригласили работать за границу. Для нас грустное событие — потерять хорошего педагога. Мужчины трудятся учителями математики, информатики, технологии, есть физкультурники, историки, преподаватель русского языка и литературы.

Учитель равно хороший человек

— Нет ли у вас страха, что между детьми разгорится конфликт, кто-нибудь кому-нибудь нанесет увечье, ведь школа такая огромная, за всеми не уследишь?

— Это, знаете, риски работы. Поэтому и организуешь процесс так, чтобы был строгий контроль. Дети не должны оставаться без присмотра. Стараемся задействовать их на переменах, чтобы было весело. А конфликты неизбежны. Развита служба медиации, примирения — если происходит разногласие, то психолог, социальный педагог, родитель и дети собираются и обсуждают. Бывает, что дети давно забыли и помирились, а родители еще судятся между собой.

Инна Бардакова

Инна Бардакова

— Вы участвовали в конкурсе «Молодой директор года».

— Интересная страничка в жизни, в конкурсах участвовал очень давно, лет пятнадцать назад. Там увиделся с коллегами — потрясающими директорами. С большинством из них мы давно знакомы и начинали когда-то учителями. Конкурс не был соперничеством, это скорее встреча с интересными людьми, обмен опытом. Осенью победитель представит Тюменскую область в Москве. Совершенно заслуженно им стал директор 30-й школы Александр Викторович Бормотов.

— На собеседовании с учителем на что обращаете внимание?

— Главное — не смотреть на то, что написано в резюме, ведь бумага все стерпит. Пытаешься понять, что кандидат из себя представляет. Учитель в первую очередь хороший человек. Методику спрашивать бесполезно, у нас сильный методист Ирина Александровна Сухих, она в свое время была призером областного конкурса «Учитель года». К сожалению, не всегда есть выбор. Кадровая проблема серьезная. Нет вузов, которые готовят учителей математики, информатики и физики. С гуманитарными предметами более-менее выручает ТюмГУ. Eстественников, преподавателей точных наук приходится завлекать из других регионов: Курган, Омск, Ишим. Недавно на собеседование приходил педагог-организатор, которого я возьму, она из Казани. Сейчас школа — стабильное место с неплохой зарплатой.

— Неплохая зарплата — это сколько?

— Существует поручение президента Российской Федерации, что средняя зарплата учителя не может быть меньше средней зарплаты по региону. Сейчас это 71 тысяча рублей.

Детей нужно уважать

— Молодые педагоги больше любят детей?

— Слово «любовь» применительно к работе не использую. Учеников я уважаю. Хочу, чтобы они научились моему предмету. Врачи, когда лечат, знают, что любовь и жалость мешают. Моя задача — научить ребенка, воспитать на собственном примере. И дети хорошо относятся к педагогам, которые их ценят, не обманывают, которые готовы с ними поработать, поспорить, встретиться неформально, вне уроков.

— Как заинтересовать ребенка? Ведь в телефоне мир гораздо интереснее.

— Два метода. Либо запугать, что, на мой взгляд, недопустимо, либо увлечь. У маленьких детей обучение строится через игру. Старшеклассникам важно объяснить, зачем им учеба, у них должно сформироваться понимание — «надо».

— Вы помогаете бороться коллегам с выгоранием?

— Eсли педагог любит свой предмет, свою работу, выгорания не бывает. Конечно, надо иногда отвлекаться. Мы и за город выезжаем, и спартакиады проводим, и концерты организуем. И в лазертаг можем поиграть.

— Своим детям разрешаете бесконтрольно смартфоны, планшеты?

— Нет, я противник. Столько лет в школе и вижу, как только у ребенка появляется телефон, компьютер, какая-то зависимость от игры, у него падает интеллект. В серьезном спорте дети порой заняты больше, чем в школе, но они нормально учатся и хорошо соображают. Да, они ездят на сборы, они сколько-то пропускают, но им это не мешает.

Eсли раньше мы с вами знали, что я нигде знания не возьму, кроме как из головы, то сейчас мне это зачем? Я забью в Google. Одна из главных задач школы — научить учиться. Настолько быстро все меняется, такое количество информации, ее просто невозможно переварить. Моя задача, как и у моих коллег — научить ребенка познавать что-то новое. А гаджеты заменяют новое. И желание у ребенка пропадает. Мои дочери — одна пойдет в первый, другая в пятый класс -телефоны получают по необходимости. Eсли в выходные куда-то идем семьей, то, естественно, без телефонов.

Владимир Анатольевич провел нас по школе, показал большую уютную столовую, где сделана мягкая зона — кафе для учителей, где можно расслабиться на диванчиках.

Игровые зоны для начальной школы продуманы, как в хорошем коммерческом центре. Спортивные уголки, гигантские шахматы, библиотека по принципу модельной с уютными местечками, где приятно посидеть или даже полежать с книжкой.

Инна Бардакова

Инна Бардакова

— Мы — одна из немногих школ, где есть хорошая видеостудия, -рассказал Владимир Тарасов. -Здесь мы монтируем ролики, учебные и презентационные программы, можем даже песни записывать -камера и телесуфлер профессиональные. Eсть свой издательский центр. Печатаем форматы и А4, и А0. Eсть и 3D-принтеры, и станки с ЧПУ-управлением, и робототехника, все что угодно. Звуковая система у нас хорошая.

***
фото: Владимир Тарасов;;В классах гимназии N 4.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта