Сыграем в сёги вместо шахмат
Содзи Симада. Токийский зодиак. Эксмо, 2019.
Крестный отец японского детектива, называемого на родине синхонкаку, Содзи Симада в представлении, пожалуй, не нуждается, хотя до сих пор в нашем читательском клубе не уделяли ему внимания. А зря.
Роман «Токийский зодиак», написанный в 1981 году, есть любовное послание классикам детективного жанра (герои которых полагались не на физическую силу, а на ум) и новаторское произведение одновременно. Во-первых, в наличии у автора сложная структура повествования с разными рассказчиками и типами речи — тут и дневниковые записи, и полицейские отчеты о деталях преступления, и устная речь героев, а еще графические вкрапления. Чем-то напоминает Умберто Эко с его дотошным воссозданием уклада средневекового монастыря в «Имени розы». А во-вторых, автор постоянно ломает четвертую стену и пытается заставить пораскинуть мозгами не только своих героев, но и нас, читателей. Нам предлагают не просто сопровождать гениального сыщика Киёси Митараи и его помощника Кадзуми Исиоку, пока они приближаются к разгадке, но и самим участвовать в решении головоломки, которая по сюжету романа уже несколько десятилетий не дается ни полиции, ни энтузиастам. Сможем ли мы опередить профессионалов? (Мне, например, это не удалось.)
А дело тут занятное. Художник, живший вместе с шестью дочерями, падчерицами и племянницами, задумал убить их — его дневники даже содержали подробный план. Но, прежде чем он успел привести его в действие, художника нашли мертвым в запертой изнутри комнате. И все же. кто-то реализовал идею безумца — части тел бедных женщин вскоре стали находить по всей стране. Но кто?.. Осложняет расследование и временная дистанция — 35 лет, и появившееся за это время огромное количество разнообразных версий, вплоть до мистико-фантастических.
Спешу заметить: если вам, как и мне поначалу, все же показалось, будто весь роман тяготеет к сухому изложению обстоятельств дела, необходимых для решения загадки, все же стоит дать ему шанс. И, я уверен, он вас приятно удивит.