Чисто ямальская железная дорога
Eсть какая-то историческая загадка (она же несправедливость) в том, что транспортным магистралям не удавалось покорить бескрайние просторы тюменского, а точнее, ямальского севера. По воде — от века. По воздуху — едва ли не с начала эпохи воздухоплавания. На оленях — сколько угодно. А вот железные дороги — они как будто не решались пересечь границы территории, останавливаясь на подступах к Ямалу. «Железка» из Воркуты встала перед Обью. Трагическая Салехард — Игарка, она на долгие годы, фактически до наших дней, получила зловещее имя «мертвая дорога». Трасса Сургут — Уренгой только сорок лет назад, почти в конце двадцатого века, века знаменитых железнодорожных бросков через пустыни, горы и тайгу, вошла на Ямал по восточной границе территории. Только потом, в районе Старого Уренгоя, зацепилась за то, что сохранилось от «мертвой дороги» — размытая насыпь и кое-где ржавые рельсы…
Потом, конечно, было продолжение на Ямбург. Но опять по краешку. А что полуостров Ямал? У ГУЛЖДС — главного управления лагерей железнодорожного строительства в конце сороковых-начале пятидесятых годов были планы проложить рельсовый путь по полуострову. Кажется, этот проект назывался строительство № 502 -железная дорога на Новый Порт.
Теперь строится дорога Обская -Бованенково, пересекающая по меридиану полуостров Ямал.
Самое начало строительства, до цели еще 540 километров. Отсюда, где только строится земляное полотно, ведет свой репортаж Анатолий Омельчук. В кадре — экскаватор, тяжело груженые самосвалы начали отсыпать земляное полотно.
Это начало десятых годов уже нового века. Корреспондент беседует с начальником механизированной колонны. Eго имя не сохранилось.
В то время на кинопленку сохраняли только изображение и звук, а все остальное писалось уже в студии или читал диктор.
Корреспондент:
— Механизаторы вашего треста Севстроймеханизация положили первые кубометры грунта в насыпь новой железной дороги Лабытнанги — Обская — Бованенково. Начало — всегда трудности возникают. Но мне кажется, что основные трудности у механизаторов еще впереди?
— Да. Вы правы. У нас сейчас идет процесс формирования подразделений и всех сразу. А тресту надо было выполнять большие объемы работ, выполнять задачи, которые перед нами поставлены. Отсюда все сложности. Но основная задача — это строительство дороги.
— Но дорога сама по себе беспрецедентная — самая заполярная железная дорога в нашей стране и вообще в мире. Вот вы всегда работаете с землей, а идете в этот край, где и земли-то нет…
— Да, земли, хорошей, устойчивой, подходящей для создания земляного полотна, как таковой нет. Сейчас все в запарке — проектировщики, изыскатели, мы — строители — в поиске земли. И мы все эти трудности прекрасно видим и понимаем. Поэтому применяем все передовые методы труда, переходим на круглосуточный режим работы, переходим на коллективный подряд. Поэтому, думаю, с задачами по строительству железной дороги на полуострове Ямал мы справимся.
***
фото: