Вырасти— и обрести крылья
Любиша Фолич, профессор архитектуры Приштинского университета, научный руководитель более 300 выпускных дипломных проектов, имеет и большой практический опыт проектирования реставрации объектов архитектурного наследия. На недавнем архитектурном форуме в Тюмени он прочел лекцию и дал мастер-класс.
Тема лекции — «Культурное наследие и современное развитие города: потенциал развития Белграда как исторической столицы». Спикер утверждает, что огромный потенциал исторических столиц несомненен, задача общества — признать этот потенциал. Грамотно и ответственно использовать его.
Повседневная жизнь в исторических городах имеет свои светлые и темные стороны, и нет ничего удивительного, что местные жители не видят в Белграде особой ценности, как думают иностранцы, посещающие его. Социалистический реализм с его хаотичной планировкой и небрежным отношением к окружающей среде вычеркнул многие места, исторически определявшие городскую ткань. Поэтому то, что сохранилось, сейчас чрезвычайно ценится. Кроме того, сильной стороной наследия Белграда является его многогранность и разнообразие.
В Белграде 398 памятников культуры, 28 археологических памятников, 8 достопримечательностей, 15 памятников культуры расширенной ценности и 51 государственного значения. Это значит, что его можно назвать историческим мегаполисом. Это город, который имеет исторический центр, но весь город вырос как современный мегаполис. Метрополизация -это процесс, посредством которого город поднимается по ступеням городской иерархии, конкурируя с другими городами. Первый шаг -обеспечение лучшей доступности на местном и мировом уровнях. Второй шаг — развитие интернационального характера города и создание атмосферы мегаполиса. Третий шаг — усилия всех жителей города по достижению качества и совершенства во всех сферах жизни. Четвертый шаг — способность города генерировать и реализовывать крупные проекты по улучшению элементов мегаполиса. Пятый шаг — способность города задумывать крупное событие с международной репутацией. Шестой шаг — способность города задумывать и продвигать свой обновленный облик. Седьмой шаг -интеграция всех вышеперечисленных процессов. Белград прошел шаги 1, 2, 3, 5; остается четвертый и шестой.
— Прежняя практика сводилась к работе в историческом ядре, в то время как пояс исторического наследия был разбросан по центру города. Поэтому в случае с Белградом шанс на полную реконструкцию был упущен. Сначала страх перед опасностью частных инвестиции, а затем бесконтрольная приватизация привели к тому, что разрыв между ценностью наследия и бесконтрольным строительством увеличился, — говорит Любиша Фолич. — Самым амбициозным проектом, который меняет исторический облик города и ставит под угрозу превращение Белграда в исторический мегаполис, стало строительство жилого района Belgrade Waterfront. Строительство на берегу Савы нарушает спуск города в сторону реки. Эта старая часть города называлась амфитеатром Савы, но, к сожалению, уже утратила свое значение. Непонятно, почему этот грандиозный проект не реализован на левом берегу, где построен Новый Белград как образец современного градостроительства.
Перейдя к теме архитектуры традиционного православного храма как универсальной модели для современного храмостроения, профессор Фолич начал с того, что архитектура православных храмов представляет собой символическую пространственную основу. Произведения архитектуры и искусства являются напоминанием о сверхъестественном и стимулом трансформации человека. Можно образно сказать, что они три лица Святой троицы, три неделимых художника с одной волей, где отец — проектировщик, архитектор космоса, сын — исполнитель, а святой дух -это декоратор.
Любиша Фолич какое-то время работал на теологическом факультете, так что к созданию храмов подходит не только с практической точки зрения. Не стоит и забывать, говорит он, что проектирование храмов — одна из самых сложных архитектурных задач. Проектирование их требует особой чувствительности для достижения мистической и сакральной атмосферы с пониманием сложных отношений между священным и мирским, а также с дилеммой: следует ли и каким образом следовать традиции или как использовать дух сегодняшнего времени посредством трансформации. Православную архитектуру можно заметить только по ценности произведения. Именно здесь отражается личная творческая компетентность, поскольку тогда произведение приобретает и преодолевает узость и становится заметней. Наконец, в духе православия каждый человек является равноправным членом церкви и имеет такое же положение и ответственность перед богом и людьми, как и сам патриарх.
Современная практика строительства православных и других христианских храмов свидетельствует о важности проблемы отношения к традиции, копируется ли она, развивается или отвергается. В современной архитектурной практике проектирования и строительства церквей Сербской православной церкви мы имеем конфликт мнений и практики традиционалистского и историцистского выражения и модернистского подхода к церковной архитектуре. Часто забывают важнейшую характеристику традиции — ее постоянное обновление и непрерывность изменения от поколения к поколению, сказал профессор Фолич.
— Строить то же самое — значит, делать копию. А что такое копия? Это всего лишь копия. При разработке проекта нового храма всегда нужно делать новый маленький шаг. Не повторяться, а обновляться, — поделился секретом архитектор.
Он вспомнил, что Фрэнк Ллойд Райт заложил основы современной православной архитектуры. В 1963 году он спроектировал православную церковь в Милуоки в духе летающих тарелок. Таковы были работы русских футуристов до 1924 года. Таким образом, основная преемственность возникает в современной конструкции, истоки которой следует искать в традиционных образных проявлениях русской фантастики, а также мечтательной научной действительности вообще. Делали купола с барабанами в сербских и русских, а также в других (грузинских и армянских) православных памятниках. Они фактически стали «кораблями Христовыми, подвешивающими к небу жемчужные ожерелья». И таким образом они реализуют высшие отношения с богом.
ФОТО ИННА БАРДАКОВА
***
фото: Лекция Любиша Фолича.