Молодость с прицелом на вечность
4 июля в Союзе художников открылась групповая выставка молодых художников Тюмени. Кто такой этот молодой художник? Тот, кто никогда не дозреет? Или очаровывающий свежестью и новизной? И как относятся сами участники к подобному определению, считают ли комплиментом?
Одна из участниц выставки, Вера Бобер, рассказывает, что на выставку был отбор, Вера предложила две картины, и их обе взяли. «Зимний день. Красное и серое» и «Зимний день. Красное и синее». На них изображен очень узнаваемый пейзаж — улица Воровского. Синие клеточки домов и деревья, покрытые снегом. Скупой, но такой милый с оттенком ностальгии урбанизм. Возможно, из этих работ вырастет целая серия зимних городских пейзажей.
— Для вас определение «молодой художник» важно?
— Да, для меня это важно. Потому что, когда я только выпустилась из института и узнала, что в Союзе художников есть молодежное отделение, это было очень вдохновляюще и привносило ощущение поддержки, потому что для молодых художников важно ощущать, что они нужны, что за их творчеством наблюдают старшие коллеги, они не кинуты на произвол судьбы, что их ждут в самом Союзе художников.
— Можно ли выделить какие-то темы, интересующие молодежь?
— Наверное, нет, но в целом молодежь больше склонна к экспериментам, использует новую технику, более смелая, может быть, склонная к нарушениям правилам, — все, что свойственно молодости. Какие-то работы в таком плане, вообще художники есть разные.
— Можно ли сказать, что есть просто хорошие и плохие художники вне зависимости от опыта?
— Лично для меня не важно, молодой художник или опытный, потому что и там, и там есть художники разного уровня. Лично для меня могут быть интересны художники как молодые, так и опытные.
— Мне кажется, ваше искусство немножко вне контекста, вне времени.
— Пейзажи — это вечная тема, их всегда писали и всегда будут писать.
— Можете ли вы называть себя современным художником?
— Поскольку я живу сейчас, творю сейчас, то да. Вообще художники, которые творят сейчас, наши современники, они не могут быть не современными, потому что это же все происходит буквально на наших глазах.
— Ваши работы еще и продаются. Тяжело ли сегодня зарабатывать художественным трудом? Ведь материалы очень дорогие.
— Нелегко в том плане, что это очень нестабильная история — то густо, то пусто, то есть продажи, то очень долго нет ни продаж, ни заказов.
— Вы знаете тех, кто покупает ваши работы, можете составить их портрет?
— Я не знаю всех, кто покупал мои работы, потому что отчасти картины я продаю через художественные салоны и галереи. Но я знаю, что люди покупают пейзаж, когда в нем увидели либо место, связанное с какими-то воспоминаниями, — воспоминаниями детства, либо место, рядом с которым они живут. Часто покупали картины с пленэров. Приезжаю в какое-то место, пишу там этюд, и местные жители интересуются и часто хотят купить.
— Нравится Тюмень? Какие места можете назвать любимыми?
— Мне нравится Тюмень, мне нравится жить в Тюмени. Самые мои любимые места в городе -это центр, исторический центр, очень люблю деревянную архитектуру, купеческие здания всякие. Картины Тюмени у меня тоже есть, но в основном это виды из окна. Наверное, потому что я их чаще всего вижу и возникают мысли, как бы это смотрелось на картине. Вот так возникает сюжет, который потом переносится на холст.
— Кто вас вдохновляет из прошлого и настоящего?
— Творчество российских художников мне ближе, чем зарубежных. Я живу в этой культуре, я живу в России. Я люблю наших великих Репина, Сурикова, Левитана, Серова. Люблю период соцреализма, не всех художников, но некоторые картины.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: «Зимний день. Красное и синее»;Вера Бобер.