Рита Софт и никаких линеек
Творчество Риты Софт вызывает противоречивые эмоции. И, наверное, это лучше равнодушия. Меня завораживает в ее работах броское сочетание цветов — розовый, желтый. Сделать огромного трехметрового гепарда -в ее духе. Главное, как она говорит, чтобы никаких линеек и трафаретов. И в этом, кажется, она сама — не вписывающаяся в какие-то рамки.
Кажется, что ее творчество можно отнести к арт-брюту (направление грубого искусства), но в то же время в нем много юной свежести, лимонного сока и моды. Тюмени точно не хватает ее колорита и ответов наотмашь.
— Как давно вы начали заниматься творчеством?
— Eще в детстве я ходила в художественную школу. Кроме того, я училась не в общеобразовательной школе, а в лицее. Хоть там и был уклон на точные науки, математику и физику, были у нас и уроки искусства, где мы изучали музыку, изобразительное творчество. Уже тогда я понимала, что все это мне интересно и близко. Но всерьез я решила погрузиться только три года назад. Стала искать собственный стиль и визуальную идентичность.
— Я помню шикарную уличную скульптуру, которую вы сделали и которая в итоге оказалась под угрозой. Eе, кажется, убрали?
— Я выиграла грант на ее создание. Все делалось моими руками. Так и родился 150-килограммовый Сфинкс. Вот только жители двора, в котором он был размещен, решили, что они вправе его разрушить. Разбили его на мелкие кусочки. Я не была особо расстроена. Этот инцидент показался мне смехотворным и лишний раз напомнил о неготовности общества воспринимать что-то хоть немного сложнее элементарного.
Рита, кстати, родом из Нефтеюганска. Рассказывает, что Тюмень казалась ей большой и перспективной, когда она приехала сюда учиться. Вуз она окончила полтора года назад. Так что теперь у нее высшее экономическое образование.
— В ваших работах много иронии, эстетики безобразного.
— Меня действительно вдохновляют пороки, мерзость и жестокость нашего мира. Я сбросила розовые очки и научилась видеть прекрасное в отвратительном. Люблю тупые шутки и гиперболизировать. Это в какой-то степени отражается в моих работах.
— Eсть ли перспективы у региональных художников?
— Я не лелею иллюзию, что региональные художники (и я в их числе) могут чего-то добиться. Все, что нам доступно, — усердная работа, развитие и стремление перебраться в центр, где больше нужных институций. Удачную работу я называю убедительной. И чем больше у художника таких работ — тем выше шанс. Качество, уникальность, визуальная идентичность и убедительность работ — ключ к успеху.
— Выставка молодых художников в Союзе художников, где вы участвуете, более официальная, что ли. Насколько вам интересно участвовать в объединениях? Ведь вы себя уже немного зарекомендовали.
— У меня была одна персональная выставка с нулевым бюджетом — все своими силами. Я тогда еще только начинала. В прошлом году была совместная выставка с Катей Пуховой — было прикольно. Все объекты я делала вручную, трехметрового гепарда в том числе. Групповые выставки для меня не очень интересны, но тут выбирать не приходится — ешь, что дают. «Артчоус» мне по душе, я их не пропускаю.
— Вы рисуете акрилом?
— Рисую акрилом, холсты натягиваю и грунтую сама. Eще нравится создавать оригинальные вышивки. Главное, что все делается без посторонней помощи, никакой печати, никаких линеек, скотча, трафаретов и всякого такого. Предпочитаю, чтобы все происходило естественно.
— Какие планы на будущее?
— Переехать в Питер или Москву. Там много галерей и мероприятий. А пока я здесь — улучшать свою технику и дорабатывать стиль, экспериментировать с приемами и формами, короче, совершенствоваться. Я только начинаю. Часто бывает, что работа получается неудачной. Я тут же ее уничтожаю, после работаю над ошибками.
— Ваши героини похожи на вас, выдуманы или просто взяты из жизни?
— Все герои вымышлены, совпадения случайны.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Рита Софт.