Долгая дорога к Уренгою
История нефтегазового освоения обрывистая и фрагментарная. Такой она представляется, если смотреть издалека, через годы, через расстояния, — не чем-то сплошным не слитным потоком. Наверное, потому, что будущее в этом отражении не зависит от прошлого, даже не связано с ним никак. Это скорее отдельные картинки, порою случайно составленные в ряд. Так и история нефтегазового освоения порой склеивается из того, что удалось узнать, а соединяющие эти отрывки мостики иные авторы наводят на свой вкус.
Между тем давно сказано, что день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, а причина грядущего создается сегодня.
Вот и в наших попытках рассказать о начале этого мощного движения можно обнаружить эхо давно прошедших событий в каких-то двух шагах от свежей истории.
В этой истории немало увлекательных, таинственных, героических страниц. Список определений, конечно, не полон, но мы и не ставили перед собой этой цели.
Как во всякой горной цепи, тут есть и высочайшие вершины, и довольно рядовые плоскогорья. Среди первых, понятное дело, Березово и Шаим, Усть-Балык и Самотлор, Харасавэй и Ямбург. Но есть и среди вершин свои Эвересты. К таким, по нашему разумению, относится Уренгой и все, что с ним связано. Крупнейшее, как утверждают специалисты, газовое месторождение планеты. У этого открытия столько родителей, что их трудно пересчитать, пожалуй.
А если попытаться, выбрав некоторые моменты, в том числе и связанные и не связанные с Уренгоем, обнаружить в них историческую последовательность и причинно-следственную связь? Давайте попробуем сделать это вместе.
…В 2025 году по распоряжению президента станут отмечать полувековой юбилей города Новый Уренгой. Однако практически на расстоянии вытянутой руки (в переносном, конечно, смысле) находится еще одно событие. Оно до сих пор считается решающим в развитии этого города. Автор этого текста готов отнять некоторое время у читателя, потому что ему самому довелось быть свидетелем того самого события.
28 апреля 1978 года восемнадцатый комсомольский съезд отправил на строительство Нового Уренгоя ударный отряд. 300 молодых людей — из Москвы и Куйбышева, из Прибалтики и Кургана, из Тюмени и Казани. Среди них немало людей со строительными специальностями. Помню, одна девушка из Центральной России рассказывала мне, как ее собирали на Север всей бригадой отделочниц — дали необходимый инструмент и даже рабочие перчатки на целую бригаду.
Командиром этого всесоюзного ударного отряда стал бывший пограничник Павел Баряев, теперь -плотник из Надыма, от которого и отпочковался в середине семидесятых поселок Новый Уренгой. От имени всего отряда Баряев обещал, что новый город в Приполярье будет построен, а 300 голосов вслед за ним поклялись, что это будет сделано.
Вечером на Комсомольской площади столицы у Казанского вокзала был грандиозный митинг. Гремел оркестр, говорили взволнованные голоса, звучали только что придуманные ребятами речовки. Вот одна из них: «Будем строить Уренгой, чтоб сравнился он с Москвой». Поющий эшелон ушел в ночь, а через сутки с небольшим на тюменском вокзале его встречал еще один митинг, а потом воздушная эскадра доставила отряд из Тюмени в Уренгой.
Вспоминается, как на тюменском перроне Павел Баряев говорил, что ему очень нравится одна песня, в которой есть слова: «…друзьям на память города дарить».
Радиофильм «Подари на память город!» сохранился. В нем и голоса съезда, и проводы на вокзале, и встреча в Тюмени. А самое главное — рассказы бойцов о том, как они прожили свой первый год в Новом Уренгое. Как строили первые дома и общественный центр. Как привыкали к морозам и как встречали первую после долгой зимы весну. Как учились жить по-северному и работать по-северному.
Новый Уренгой стал городом не только по названию. Новый Уренгой стал истоком для трансконтинентального газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» (и это тоже был незабываемый праздник, когда директор Уренгойгаздобычи скомандовал, а лучший оператор промысла повернул вентиль и подал уренгойский газ в трубопровод).
Уренгой готовится к празднику, который будет только в следующем году. А мне подумалось: удастся ли организаторам торжества отыскать кого-нибудь из бойцов того всесоюзного отряда? А может быть, живут в городе их дети или внуки? Столько лет прошло с того дня, когда ударный отряд имени XVIII съезда ВЛКСМ ступил на уренгойскую землю… И уж точно никому не сосчитать, сколько тысяч бойцов за последние шесть десятков лет приезжали не только в Новый Уренгой, но и по другим тюменским адресам, чтобы строить здесь города и железные дороги, прокладывать газо-и нефтепроводы. Тюменская область и стала всесоюзной ударной стройкой.
Но ведь мы обещали рассказать и доказать, что связь прошлого и настоящего — и даже будущего -есть. Надо только ее отыскать и разглядеть. Так вот, одной из таких нитей оказались как раз ударные стройки и ударные комсомольские, как их тогда называли, отряды.
В том же 1964 году, в богатом на события апреле, увидел свет документ: постановление бюро Тюменского промышленного обкома партии «О мерах по ускорению строительства газопровода Игрим-Серов». Считается, что это был первый газопровод, доставивший газ с Пунгинского промысла. Эту работу, сказано в документе, выполнит ударный отряд, который поручили создать обкому комсомола. И отряд был создан. И есть фото — бойцы отряда и труба с надписью «красный стык».
ФОТО ВЛАДИМИРА ИВАНОВА
***
фото: Так начинался Уренгой.