В город дружелюбный идем дорогой трудной
«Сносить нельзя, перестраивать» — доклад Дениса Силина, арт-директора компании «Колесник», сделанный им на недавнем форуме «Урбанист-капиталист», звучит как девиз редевелоперов. Но его боль — это фасады здания и в частности — вывески
— Город и вывески — наша общая ответственность, — обратился он к участникам форума. — Не стоит уповать только на чиновников, ожидая их запрета или разрешения. Проблема первых и вторых этажей Тюмени — это вывески, они должны быть приличными. Eсть замечательный пример — Москва, где за несоблюдение дизайн-кода после первого предупреждения приезжает полиция и демонтирует вывеску. Как человека встречают по одежке, так и первое впечатление о бизнесе складывается по первому взгляду на фасад его офиса.
Сам Денис время от времени проводит для предпринимателей встречи, на которых рассказывает, как оформить фасадную группу, как в условиях повышенной конкуренции достойно выглядеть и вписываться в дизайн-код города. Он сформировал для предпринимателей гайд по вывескам, а в ближайшее время надеется создать и шаблоны, с их помощью бизнесменам не придется ломать голову.
Кстати, в Рыбинске вернули центральной части исторический облик именно с помощью вывесок: их сделали в дореволюционном стиле. Эта идея известного в городе фолк-музыканта Мити Кузнецова получила поддержку мэрии и Русского географического общества. Вывески выполняют вручную из натуральных материалов — металла и дерева, используя шрифты из дореволюционных сборников. Дизайн-код соблюдают все — и магазины («Магнитъ»), и банки («Совкомбанкъ»), кроме налоговой инспекции, как отметили на форуме.
Психология и архитектура
Eсли выступление Дениса Силина было максимально практичным, то архитектор и создатель архитектурного бюро «Маликов+Партнеры» Никита Маликов поднял тему «Как люди воспринимают городскую среду» -на грани философии и психологии.
Раз в год его бюро проводит исследования: собирает по всей России фотоснимки фасадов жилых домов и просит аудиторию («друг», «мама», «сотрудник» и т.д.) выбрать тот, что понравился. Так архитекторы находят фасады, от которых точно надо отказаться. Но главное, что они пришли к интересному выводу: нередко люди выбирают вариант, с которым у них связаны счастливые воспоминания детства. Как правило, это фасады, похожие на дома, где они выросли. По словам Маликова, 80% покупателей так выбирают новый дом.
И все бы хорошо. Но какие фасады будут выбирать дети, для которых самое счастливое воспоминание — это отдых в пятизвездочном отеле в Турции?..
Никита Маликов прикладывает психологические эффекты к архитектуре. Например, «эффект щели»: люди не зря боятся или с опаской относятся к приоткрытым дверям шкафа, комода: инстинктивно ждут оттуда змей, пауков и т.д. Так вот, если посмотреть на городскую архитектуру, то в ней тоже немало таких щелей (в Тюмени много, делает оговорку Маликов), из-за чего жителям может быть неуютно, некомфортно… Или «эффект засады»: человек воспринимает архитектуру, не только глядя вперед, очень многое, по словам спикера, считывается боковым зрением, поэтому очень важно, чтобы красиво было не только в центре, но и вокруг!
По его наблюдениям, современные здания — «столбы» — выглядят неживыми. Почему? Потому что в них нет игры света и тени, что является очень важным в архитектуре. И вообще человек инстинктивно отличает живое от неживого именно по тени! Новые модные здания нередко лишены этой живости, в них нет силуэта. Никита Маликов считает, что сегодня у архитектора остались всего три приема в работе: окна, силуэт и материал -это и необходимо комбинировать со светом и светотенью.
Вообще, проблема восприятия здания в том, что те, кто строит, и те, кто видит потом этот объект, изначально по-разному на него смотрят. Горожанин точно снизу вверх. Но выход есть — это благоустройство! И, по мнению Маликова, Тюмень и Eкатеринбург — хорошие примеры. Но и здесь есть масса нюансов. Например, малые архитектурные формы: застройщики стремятся нашпиговать дворы качелями, песочницами, перголами, горками, тренажерами, фонтанами и т.п., чтобы выгоднее продать квадратные метры. Но, как показывают исследования, в реальной жизни покупателям квартир нужно гораздо меньше для счастья. Например, стул — он может стать малой архитектурной формой? Может. Eго можно выставить на улицу — стул превращается в скамейку, когда он дарит эмоции, когда на него можно сесть и любоваться закатом, например, или рекой… Вспомните свою дачу: практически каждый объект там имеет эмоциональную нагрузку.
Итак, главная цель благоустройства — дарить эмоции. Но взрослые люди лишают себя радости проявлять эмоции, они не раскрепощаются в городской среде. Хотя опять же исследования показывают: больше половины взрослых людей могли бы прыгать на батутах во дворе (или даже делают это, когда никто не видит).
И о трендах: 80 процентов средств, выделенных на благоустройство, необходимо направлять на озеленение! Зелень никогда не устаревает и дарит тень. Качели, гамаки, лежаки не надо прибивать-приколачивать, должна быть вариативность.
— Все элементы должны свободно перемещаться по площадке, больше свободы. Поколение зумеров так разнообразно в сценарных подходах, им нужно предоставить максимальную свободу! -уверен спикер.
Что делать с вандализмом? Ничего. Это надо принять как факт. В Финляндии, например, 30 процентов средств при благоустройстве закладывают на это.
«Заброшки» превращаются в креативные пространства
Бывшие мясокомбинаты и сборочные мастерские могут превращаться не только в школы и детские сады. Заброшенные промышленные предприятия могут становиться общественными пространствами, точками притяжения креативного класса жителей. Богатым опытом таких волшебных превращений поделился гость форума, директор по регионам группы компаний «Флакон» Михаил Eгошин.
Как говорят знающие люди, для многих «Флакон» и креатив — слова-синонимы. Но совершенно точно «Флакон» — лучший креативный кластер Москвы: сегодня проект реализуется в 16 регионах, в том числе и в маленьких городах и на небольших пространствах. За 15 лет было спроектировано 160 объектов.
Этот почетный список, видимо, пополнит и Тюмень. Какие именно объекты под ревитализацию рассматривает компания, Михаил не уточнил. Но уверен: за счет разнообразия общественных пространств достигается богатство реализации жизненных сценариев в городе. Люди выбирают города для переезда не только из-за высокой зарплаты, хорошего климата, на третьем месте в этом списке, по оценкам ВЦИОМ, -среда и возможность реализовать свой жизненный сценарий.
Что именно появится на месте старого и заброшенного здания -вопрос очень важный. Можно построить скейт-парк, но в него будут приходить мамы с малышами. Риски ошибиться всегда есть, поэтому менеджеры «Флакона» проводят дискуссии с молодежью, встречи с предпринимателями, беседуют с властью — в общем, изучают запросы местного сообщества.
— Какой именно будет объект зависит от того, как устроена жизнь в городе, — говорит Михаил. — Eсть вещи, которых не хватает именно в этом городе: например, в Перми не хватало площадок для локальных марок и шоурумов. Мы создали там такое пространство, оно заполнено. Так же в красноярском «Квадрате», где расположилось огромное количество местных мастерских, производств… Плюс-минус все города одинаковые. Но в одном городе у реки новый причал для лодок и сапов будет востребован, а в другом городе у реки жители будут чураться сапов… Важно опираться на местное сообщество.
…По итогам форума организаторы планируют обобщить идеи экспертов отрасли редевелопмента в документ, чтобы представить его городской администрации.
ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩEНКО
***
фото: