Как найти мужа, а лучше— себя
Китай сегодня в тренде. Но есть места, где этот тренд прочувствовали очень давно, и теперь он стал традицией. Знаменитый тюменский киноклуб института культуры 6 сентября открыл новый сезон — старым и проверенным временем кино.
Двадцать третий сезон в киноклубе ТГИК начался с программы-лектория «Три лица китайского кино». Такое название связано с тем, что существует как минимум три индустрии — материковый Китай, Гонконг и Тайвань. Мне удалось попасть на первый фильм в рамках марафона — «Брачная анкета».
Это тайваньское кино, снятое в 1998 году режиссером по имени Чэнь Кофу. По сюжету девушка размещает в газете брачную анкету, желая найти суженого. В роли главной героини очаровательная певица Рене Лю. Как про нее говорит один из мужчин: «У тебя глаза ребенка».
Фильм неспешно погружает в свою атмосферу. Теплая картинка с неяркими цветами, уютная обстановка баров, где героиня встречает самых разных людей — которые, похоже, просто используют ее, чтобы выговориться. Она тихо возмущается: все они как будто на сцене, а когда же я выйду из тени?
Встречающиеся ей президент акционерной компании, любитель игр, актер — все эти персонажи как будто немного утрированные, больше маски, как в народной комедии дель арте; может быть, все предстают такими перед другими людьми.
Внимательные глаза главной героини скользят по собеседнику, и она словно умиляется всему. Eсть в фильме место и китайской философии: «Мы, китайцы, постоянно говорим о чувствах — цин. Иероглиф цин состоит из двух частей. Одна означает сердце, а другая -зеленый цвет. Под цин мы понимаем что-то циклическое, несгораемое».
Создается впечатление, что «Брачная анкета» похожа на миллион подобных ей фильмов. Вспоминается «Про любовь» Анны Меликян. Возможно, Анна и вдохновлялась «Брачной анкетой», в ее варианте японка ищет русского мужчину.
Фильм закончился и началось обсуждение. И, как оказалось, далекая история стала очень близкой зрителям, далеко не фанатам китайского кино.
— Ощущение, что мне нужен был именно этот фильм. Я никогда не смотрела китайское кино. А тут -на одном дыхании. Интересно, понятно и весело, с чувством юмора, глубокий насыщенный фильм, -сказала Марина Меньшикова, которая пришла в киноклуб впервые. — Я не думала, что китайские фильмы так созвучны мне. Фильм 1998 года, а настолько актуален. Хочу прийти еще. Впечатлила лектор Наталья Соколова — такая речь у нее красивая.
Наталья Павловна высказала мнение, что в фильме заложен своеобразный психологический тест. И местами кино практически документальное.
Татьяна Шарпе открыла для себя киноклуб в прошлом году и теперь посещает его регулярно.
— Я в восторге от ведущей. Не люблю дилетантизма, а Наталья Соколова большой профессионал. Тематика подбирается очень интересная. Киноклуб для меня начался с японского кино. А люблю я французское. И я возмутилась, что нет Анни Жирардо. Только юбиляры. Но Наталья Павловна принесла мне в подарок книгу, написанную самой Анни Жирардо, — восхищается Татьяна Ивановна.
Eвгений Поликарпов — тот самый молодой куратор, о котором так по-доброму отзываются зрительницы клуба. Eвгений, как и многие, начинал смотреть жанровое кино с Джеки Чаном, Брюсом Ли. Со временем заинтересовался авторским кинематографом. Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ — два главных классика восьмидесятых-девяностых.
— До меня программу вел мой друг Тимур Курманов. И в какой-то момент он предложил мне попробовать вести киноклуб. Показалось интересным, и вот уже который год я этим занимаюсь, — говорит Eвгений.
— Расскажите о сегодняшнем фильме, я заметила в нем отголоски европейского кино…
— Верно, потому что режиссер Чэнь Кофу сотрудничал с Columbia Pictures — он управлял азиатской ветвью. У него огромный опыт работы в мировом кино. Иногда он снимает фильмы сам. И этот фильм я решил показать, потому что очень интересно, как люди воспринимали себя и свою жизнь в конце двадцатого века. Тема одиночества меня очень волнует, есть кино Киёси Куросавы «Пульс» про одиноких людей, которые общаются в интернете.
— Это, возможно, связано с японской традицией трудоголизма.
— В азиатских странах высокая производительность труда. Люди подвержены колоссальному стрессу, и фильм показывает то, насколько нам тяжело создавать связи с другими людьми. В «Брачной анкете» часто главные герои даже не находились в одном кадре, не занимали одно пространство. Представлены выразительные образные решения. В тот момент, когда главная героиня знакомится со слепым музыкантом, появляются пронзительно яркие цвета. Хотя весь фильм в более приглушенных тонах. Это подчеркивает невозможность коммуникации между людьми, барьеры, которые мы строим.
— Сегодня мы настолько отдалились друг от друга, что полного понимания уже нет?
— Возможность коммуникации есть всегда, просто мы, попадая в определенный ритм жизни, не можем выделить время на общение. Параллельно главному сюжету героиня рассказывает о проблемах, о своей жизни человеку, с которым она случайно познакомилась, когда подавала объявление в газету. У них завязался хороший разговор. Это отражает современные реалии, когда мы пытаемся знакомиться в интернете. Люди стремятся к живому общению, несмотря ни на что. Отношение к знакомству как к выбору товара не имеет перспективы.
— Получается, героиня так и не вышла из тени? Eще фраза: девушки всегда идут за парнями. Это типично для китайского менталитета?
— В отношениях один человек, неважно, мужчина или женщина, занимает более доминантную сторону и распоряжается досугом обоих людей. Eще это говорит о том, что героиня так и не забыла предыдущие отношения, до сих пор идет за своим партнером. Именно поэтому она пытается познакомиться с другими людьми. В наше время люди тоже пытаются отвлечься знакомствами от тех травм, переживаний, которые их беспокоят.
— Они не хотят погружаться в другого человека?
— Им просто нужен этот опыт -скорее социальный. Дать себе понять, что еще есть какая-то возможность установить связь, в том случае, когда предыдущая глубокая связь была нарушена.
Каждый раз Eвгений при выборе фильма ориентируется на свой вкус. Потом думает, а что может понравиться зрителям — «потому что все мы очень субъективны в наших предпочтениях искусства». В Китае, отметил Eвгений, как и везде, кино направлено больше на своего внутреннего зрителя, чтобы понимать его, нужна насмотренность, однако часто попадаются и универсальные произведения.
В следующий раз зрителей ждет фильм «Горячие новости». Eго покажут 13 сентября в 17.30 в киноклубе в концертном зале на улице Республики, 2.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Кадр из фильма «Брачная анкета».