X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Из айтишников в таксисты

— Раньше я думал, что такси — это удел алиментщиков и неудачников. Прошел год, как я установил первое приложение агрегатора. За это время я познакомился с большим количеством водителей такси.

Среди них юристы, врачи, программисты, предприниматели, преподаватели, музыканты, актеры и даже священники, — так начинает рассказ Сергей Черепанов. -Цель и причина? Все банально -занять свободные интервалы времени, да так, чтобы с этого еще и что-то капало. А накапать в такси может, как оказалось, очень неплохо. Вообще я программирую, могу реализовать то, что в IT принято считать невозможным, хорошо знаю право и веду гражданские дела, строю каркасные дома, занимаюсь генеалогическими исследованиями, пчеловодством и люблю общественную деятельность.

— Что раздражает в пассажирах?

— Пассажиров я люблю: когда таксую, то, заезжая в кофейню, обязательно беру стаканчик кофе и для своего следующего клиента.

Каждый третий, открыв дверь, говорит: «О, как приятно, такой чистый салон». Сам довольно часто пользуюсь услугами такси, и, если приезжает свинарник… Особенно когда тороплюсь на судебный процесс, открываю дверь, а внутри помойка. А я в дорогом костюме, пошитом на заказ, и понимаю, что поездка для костюма станет последней.

Часто клиент считает, что он всегда прав, и чем бюджетнее тариф, тем больше он уверен в своей вседозволенности. Поездка на такси платная, но это вовсе не означает, что сесть в авто, не отряхнув обувь от грязи, это нормально.

Eсли пассажир принес на ногах грязь или снег, то после добросовестный водитель отправится на автомойку, а значит, уйдет с линии. Это одна из причин повышенного спроса, влекущего рост стоимости поездок. Попробуйте в ненастные дни заехать на автомойку самообслуживания — там очередь из таксистов.

Оценки ставят не только пассажиры водителям, но и водители пассажирам, и всегда есть возможность отметить причину низкой оценки, в том числе «испачкан салон».

«Яндекс» компенсирует стоимость чистки салона, а последующие поездки для такого пассажира становятся значительно дороже, так как ущерб должен возмещаться.

Система учитывает предыдущие поездки, и водитель назначается тот, которому регулярно ставят отметку «грязный салон». Предпочитаете ездить в опрятном салоне? Относитесь к автомобилям такси бережно, тогда к высокой оценке водитель обязательно добавит отметку «бережное отношение к автомобилю», и подавать вам будут лучшие машины!

— Что бы вы посоветовали пассажирам?

— Строго следовать правилам, они не зря придуманы. Вот, к примеру, я приехал за пассажиром, а там ребенок лет десяти и ростиком не больше метра сорока. Ремень безопасности проходит по шее ребенка, поэтому звоню через приложение, отвечает дама. Объясняю, что кресла и бустера у меня нет, а ей следует выбирать тариф «детский», ну и сообщаю, что не повезу, ибо не готов к детской смертности и штраф в пять тысяч рублей получить не хочу.

Мать отменяет заказ, мне капает 106 рублей за подачу автомобиля, мама потеряла 106 рублей, что больше разницы с детским тарифом. Знайте: по детскому тарифу приезжают проверенные несудимые водители, прошедшие обучение, тестирование и собеседование, с сертифицированными креслами и бустерами. Я подождал ради интереса. Приехал ушатанный эконом с иностранцем за рулем. Он взял мальца и повез без бустера. Не экономьте на своих детях!

— Меня обижает, когда водитель не хочет взять мою собаку. Шерсти боится?

— В «Яндекс. Такси» не зря есть специальная опция «Перевозка домашних животных». И дело тут не в доплате в 50-70 рублей. Надбавка — не жадность «Яндекса», таксопарка или водителя, это цена безопасности для жизни и здоровья водителей и пассажиров.

Eсть люди, страдающие аллергией на кошек, собак и других домашних животных. Одна из возможных реакций аллергика — анафилактический шок, может привести к летальному исходу.

Eсли у водителя опция отключена, то ему никогда не придет заказ на перевозку пассажира с животным. Eсли пассажир указал, что у него аллергия на домашних животных, то за ним приедет только тот водитель, у которого опция отключена, потому как если включена, значит, здесь периодически возят животных, а значит, пассажиру-аллергику может быть небезопасно.

Сергей рассказал несколько историй о своих коллегах, которые также пришли в такси из других отраслей.

Один из них — нефтяник, живет за городом. Раньше просто попутчиков брал по цене автобусного проезда. Выходило рублей 400500 в день: заправку окупить. Однажды сам возвращался на такси из города, почти две тысячи отдал. И по дороге разговорился с водителем, тот рассказал, что у всех агрегаторов в приложении можно включить режим попутных заказов. Теперь он из дома выходит чуть раньше и включает режим «до работы», всегда в город с пассажирами едет. А после работы включает режим «домой» и тоже какой-нибудь заказ цепляет.

Работая в офисе нефтяной компании, получает не так уж мало -больше 200 тысяч в месяц, но такси приносит дополнительно минимум 50 тысяч — и это одними только попутными заказами утром и вечером. Eсли таксовать еще по выходным, то в месяц выходит минимум сто тысяч. С работы уходить не хочет, там все-таки и полис ДМС для всей семьи есть, и отпуск оплачиваемый, пенсия. А такси — это все-таки тяжело. Но уже как-то привык к увеличенным доходам семьи и говорит, что не представляет, как смог бы содержать семью только на зарплату, выплачивая еще ипотеку и два автокредита.

Другой его коллега — хирург. Причем оперирующий. Говорит, что потаксовать после смены — для него ритуал, возможность отвлечься: очень хорошо мозги переключает, ведь пассажиры разные, интересы у них разные, проблемы разные. Начал работать в такси, можно сказать, случайно: сосед умер, и вдова соседа попросила помочь с похоронами. А хирург как раз был в отпуске, почему бы не помочь. Три дня возил ее туда-сюда и вдруг понял, что ни разу не вспомнил про работу. А потом отпуск закончился, снова операции, кого-то удавалось спасти, а кого-то нет. Однажды, когда битва за жизнь снова была проиграна, доехал до дома и просидел в машине час. Потом привычка появилась — даже когда смена прошла абсолютно спокойно, часика три по городу покататься. Однажды подвез женщину — бесплатно. Пока ехали, признался, что любит вот так вот каждый день после работы покататься. А женщина говорит: «Так можно же не просто кататься, а с пассажирами? Как минимум бензин окупится». Хирург неделю раздумывал, а потом рискнул. Сначала переживал — вдруг начальство увидит или коллеги, а потом привык, перестал.

Eсть еще женщина, школьный учитель. Пришла в такси из-за маленькой учительской зарплаты. Говорит, что в первый же вечер просто ошалела от того, как быстро можно заработать. Утром, посчитав доход за ночь — получилось шесть тысяч рублей, — поняла, что в школе работать больше не будет, в тот же день написала заявление об увольнении. Учитель должен учить, а не думать о деньгах. Конечно, в такси всякое случается, и неадекватных людей хватает, но их и в школе хватало. Только здесь у тебя есть возможность отстаивать свои права, а в школе ты никто, дети могут и обругать, и даже ударить, а учитель обязан проглотить и улыбнуться в ответ. Таксисты друг за друга горой, так что вообще не страшно, если что — по первому зову приедут на помощь, если поломка какая или неадекватный пассажир.

ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩEНКО

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта