X

  • 12 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 98
  • 5597

Кто кому спешит на помощь

В Тюменской области зарегистрировано более двух тысяч некоммерческих организаций, 700 из них -социально ориентированные. 113 НКО в этом году получат грантовую поддержку.

Когда-то, на заре своего существования, общественные организации воспринимались почти несерьезно. Сейчас ситуация изменилась. По данным ВЦИОМ, россияне стали чаще возлагать ответственность на некоммерческий сектор и реже — на государственные службы. 80 процентов респондентов знают или хотя бы что-то слышали о некоммерческих организациях и их инициативах, а каждый четвертый участвует в деятельности хотя бы одной НКО.

Общественники, социально ориентированные некоммерческие организации во многих вопросах стали для власти опорой. Они не только первыми приходят на помощь в экстремальных ситуациях (причем не только погодных — наводнениях или пожарах), но иногда закрывают целиком направления социальной политики, там, где государство по разным причинам еще не так широко представлено. Это касается, например, помощи бездомным, пожилым людям, детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра.

За четыре последних года в Тюменской области поддержано 350 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций на общую сумму более 257 миллионов рублей, в том числе 118 миллионов рублей — за счет средств фонда президентских грантов. Надо отметить, что до 2019 года суммы, которые предоставлял регион на поддержку НКО, были меньше тех, которые выделял фонд президентских грантов. Сейчас региональный вклад больше. Значительно увеличилось за это время и количество поступающих на конкурс грантов губернатора заявок (с 144 до 214), конкурсных направлений (6 и 11), количество победителей (43 и 113) и объем финансирования (на 50 миллионов рублей). В 2024 году в некоммерческий сектор по итогам конкурсов уже направлено более 88 миллионов рублей, из них 17 миллионов -на сохранение исторической памяти, 19 миллионов рублей — на поддержку семьи, отцовства, материнства и детства. Как должно развиваться это направление в дальнейшем, обсудили на днях за круглым столом в Тюменской областной думе.

— Тема выбрана не случайно, -подчеркнул, открывая заседание, Владимир Нефедьев, заместитель председателя областной думы. — Роль некоммерческих организаций в социальной сфере постоянно растет, они выполняют все больше общественно полезных функций. Возрастают и общественные ожидания. Мы наблюдаем беспрецедентный рост гражданского участия в деятельности НКО. В этой ситуации государственная поддержка деятельности НКО — крайне актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.

Тут Тюмени есть чем гордиться. В 1997 году у нас впервые из всех российских городов разработали положение о социальных грантах, в 1998 году приняли региональный закон о социальном заказе, в 1999 году организовали грантодающий благотворительный фонд развития города Тюмени, в 2011 году на его базе создали межрегиональный ресурсный центр. В 2018 году тюменцы вошли в единую уральскую сеть, которая сейчас представлена в УрФО 20 центрами регионального и муниципального уровня. А в 2024 году в Тюмени провели конгресс некоммерческих организаций, куда пригласили профессионалов некоммерческого сектора со всех регионов.

Гордиться можно и рейтингами, оценивающими уровень поддержки НКО в регионе. Так, в 2023 году Тюменская область по рейтингу Минэкономразвития заняла пятое место среди субъектов федерации по поддержке НКО-сектора. Для сравнения — в 2017 году регион был на 32 месте. У общественной палаты РФ показатели для подведения итогов немного другие, поэтому и места отличаются. Здесь Тюменская область на втором месте по значимости НКО.

В общем, успехи очевидны. Теперь, по мнению Ольги Швецовой, председателя комитета по социальной политике, пришло время поговорить не только о достижениях, но и проблемах, обменяться опытом.

С точки зрения интересных практик всегда есть чему поучиться у ближайших соседей. Например, в Ямало-Ненецком округе зарегистрировано 912 некоммерческих организаций. За последние два с половиной года их количество выросло более чем на 11 процентов, а грантовый фонд увеличился в три раза — до 110 миллионов рублей. За год в рейтинге по развитию социально ориентированных НКО округу удалось подняться на 15 строчек, а в субрейтинге по поддержке СОНКО — занять первое место. Раньше финансовая поддержка НКО там была исключительно ведомственной, теперь создан единый региональный грантооператор «Гранты Ямала». Уникальный электронный сервис для НКО «EЛКА» разработан и в ХМАО, в его едином личном кабинете собрана база всех реализованных проектов СОНКО, всех активистов, организаторов конкурсов, экспертов. На площадке зарегистрировано уже более 70 тысяч представителей НКО.

Но у всех высоких рейтингов есть и оборотная сторона. Об этом на заседании говорила, например, Вера Барова, исполнительный директор благотворительного фонда развития города Тюмени. Она напомнила, что прошло 14 лет с момента принятия федерального закона об НКО, и все не так хорошо, как хотелось бы.

— Мы сегодня загнали некоммерческие организации в русло реализации социальных проектов, — констатировала руководитель БФРГТ. — А что такое проект? Это ограниченная по времени система действий, приводящих к результату. Время заканчивается очень быстро. С точки зрения стратегии развития построить будущее организации при таком подходе невозможно. Необходимо создать механизм субсидирования организаций, которые демонстрируют стабильные и высокие результаты. Eще неизвестно, кто кому больше помогает — государство им или они государству. Например, Андрей Якунин и его «Милосердие» работают с бездомными, а Маргарита Суворова и ее «Открой мне мир» — с детьми-аутистами. Eсть уникальные проекты, которые направлены на весь Уральский федеральный округ.

Кроме того, повсеместное увеличение грантовой поддержки привело и к появлению обидного прозвища для самых активных, часто выигрывающих конкурсы некоммерческих организаций. Их называют «грантоежки». Это не их вина, а беда всей системы финансирования. И так, по мнению Баровой, будет до тех пор, пока не появится внятный закон о благотворительной деятельности и социальном заказе. Минфин уже завершил тестовое использование механизма социального заказа, рекомендовав его регионам для реализации социальных задач.

— Некоммерческий сектор может и должен производить не только социальные и общественно полезные услуги, — продолжала Барова. — Он производит добро, милосердие и творчество — то, без чего невозможно создать социальный капитал. Раньше меня спрашивали: «А сколько он стоит?» И я отвечала: «А сколько стоят кодовые замки, железные решетки и службы безопасности, которые нас охраняют?» В деньгах это трудно измерить. Главный показатель социального капитала — доверие. Eго невозможно создать только путем финансирования или принятия законодательных решений. Без активного участия самих людей, без их сочувствия и сострадания это сделать не получится. Нынешняя ситуация показала, что в трудной ситуации НКО, волонтеры, общественные организации первыми приходят на помощь. Случился потоп — идут общественники, пожар — опять они впереди. Так давайте будем взаимодействовать с ними как партнеры.

Eлена Перминова, директор регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья», считает, что пришла пора сменить акцент грантового подхода. То, куда сейчас направляются средства, позволяет решать лишь проблемы, лежащие на поверхности, свершившиеся кризисные ситуации. А надо действовать на предотвращение, когда еще ничего не произошло. Например, в поддержке семьи это может быть выделение грантов и субсидий соседским сообществам на реализацию не только сиюминутных, но и долгосрочных проектов. Любые принимаемые сейчас законодательные решения или решения по строительству крупных инфраструктурных должны проходить своеобразную экспертизу — а насколько они дружественны семье и позволяют укреплять семейные связи? Возможно, это будет непростой и долгий путь, но он себя оправдает.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта