Воздушные разведчики лесов
На Тюменской авиабазе охраны лесов работают люди редкой профессии — летчики-наблюдатели. Таких в стране всего около 300, меньше, чем в отряде космонавтов.
У самых опытных летчиков-наблюдателей авиабазы — более пяти тысяч часов налета. К слову, для выхода на пенсию им достаточно 3600 часов. Здесь шутят, что выйти на заслуженный отдых в 45 лет — приятный бонус. Хотя немногие из тех, кто этот летный норматив выполнил, отказываются от полетов. Небо не отпускает. Опытными специалистами на авиабазе гордятся, но и молодые кадры ценят.
В этом году отряд летчиков-наблюдателей пополнился двумя молодыми специалистами. Один из них — Руслан Фаизов. До этого на авиабазе он работал пожарным-десантником, оператором БПЛА. Прошел обучение, и его зачислили в летнабы. В новом качестве Руслан налетал около ста часов. Мог бы, говорит, и больше, но сезон оказался слишком спокойным. Для природы это хорошо, а для летчиков-наблюдателей — не очень, полетов меньше. Впрочем, что такое работать в горящих лесах, он уже испытал на себе.
— Первый год работы на авиабазе у меня пришелся на самый пожароопасный период прошлого года, — рассказывает Руслан. -Как пожарные-десантники мы были задействованы в Успенке, в Каменке, в Богандинском. Кроме того, с помощью БПЛА вели мониторинг обстановки, следили, чтобы дачники не разжигали костры на участках, не жгли сухую траву, наблюдали, чтобы машины не заезжали в леса, пока действует запрет.
В отличие от пилотов, летчики-наблюдатели воздушным судном не управляют, они скорее выполняют роль штурмана, следя за лесной обстановкой. Их задача — оценить с воздуха, что происходит в очаге возгорания, и дать рекомендации, какие силы необходимы для тушения. С новичками, у которых налет менее 40 часов, в паре работают наставники, ведь не на все вопросы есть ответы в учебниках, не все ситуации, с которыми сталкиваются на практике, можно описать в методичках.
В распоряжении тюменской авиабазы есть многоцелевой самолет Ан-2, самолеты-амфибии СК-12 «Орион», Л-42М и вертолеты Ми-8. В условиях хорошей видимости воздушные суда могут набрать высоту и 1000 метров, но, как правило, достаточно шестисот, чтобы определить место пожара.
— Как летчику-наблюдателю мне помог опыт работы с БПЛА, — говорит Руслан. — Привыкаешь рассматривать территорию с высоты, от горизонта до горизонта. При управлении беспилотником перед тобой картинка на экране телевизора, в самолете — как в широкоформатном кино. Но лесной пожар на земле всегда страшнее, там неопределенности больше. С самолета или БПЛА видишь обстановку в целом, понимаешь, как она развивается, а внизу, в гуще деревьев, можешь и не знать, куда движется пламя. Поэтому координация с воздуха необходима.
Маршрут облета составляет 650 километров, в него входят четыре кольца — Тюменское, Ишимское, Тобольское и Уватское. Количество вылетов зависит от класса пожарной опасности. Eсли второй, то летают через день, третий — каждый день, четвертый — два раза в сутки. Когда пожароопасная ситуация спокойная, специалисты Тюменской авиабазы помогают другим регионам. Такие командировки -и оказание помощи, и отработка навыков действий в экстремальных ситуациях.
— Пока я только на первой ступени профессионализма, — признается Руслан. — Сейчас самое важное — набрать опыт, внимательно слушать рекомендации тех, у кого большой налет часов. Они для меня не просто учителя и наставники. Благодаря им воплощаю в жизнь свою мечту. Я с детства хотел летать. У меня дед был командиром воздушного судна, работал в Рощино. Я в институт гражданской авиации не прошел по здоровью. Но я летаю, значит, мечта сбылась.
На Тюменской авиабазе уверены, что надо больше рассказывать молодежи и подрастающему поколению о профессии летчика-наблюдателя и о социальных льготах, которые она дает. Помимо романтики.
— Необходимо привлекать в отрасль молодые кадры, — говорит Павел Тютев, заместитель директора Тюменской авиабазы, начальник службы охраны лесов от пожаров. — Мы должны думать о личном составе на перспективу, чтобы была замена выходящим на пенсию. Требуется время, чтобы найти людей, обучить, отработать необходимые навыки. Чтобы не привлекать специалистов из других регионов, а справляться своими силами, принято решение об увеличении штата. Наш отряд лет-набов ждет пополнения.
Фото из архива Тюменской авиабазы
***
фото: Руслан Фаизов у самолета-амфибии «Орион».