X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Из уренгойских хроник

Окончание. Начало в N 101.

5. Ответственность — на себя

Eсли бы Шекспир дожил до освоения Западной Сибири! Каких страстей он бы насмотрелся!

Мы уже не раз в цикле «Рядовые великого похода» рассказывали о людях, которые умели настоять на своем и брать на себя ответственность. Эрвье, я думаю, хорошо понимал бурение, говорят, что он любил повторять, что нефть на кончике долота. Он был буровиком еще в военные годы.

Мы не будем задним числом ставить оценки ему и его соратникам. Это было их время, это они сделали то, что хотели, и то, что могли. Самостоятельно решая, что «первое» и что «второе».

А кто сейчас помнит, что в первой половине шестидесятых инфраструктуры для использования уренгойского газа еще не существовало? Многие ожидания реализовались не так скоро, как бы хотелось «сейчас и здесь».

Первую разведочную скважину на Уренгое начали бурить в 1965 году, а первый фонтан получили лишь 6 июня 1966 года. Поселок на этом месте появился только через восемь с половиной лет. Два года спустя он стал городом. Железная дорога дотянулась до станции Уренгой еще через пять лет — в 1980-м. А супергазопровод (4500 километров!) был построен в 1983 году. Теперь посмотрим на карту Тюменской области и представим себе, что все это еще надо построить… Те, кого мы называем рядовыми великого похода, это сделали.

6. Мужественный профиль Цыбенко

Нас уже ждет этот профиль, который его сейсмоотряд прошел с мирными взрывами, как Владимир Лаврентьевич любил подчеркивать. Но в нашем рассказе он еще только должен пройти этот профиль в лютую зиму 1964-1965 годов.

— Я вспоминаю 1964 год и ненастную осень, когда мы высадились малочисленным отрядом на высокий берег, где стояла фактория Уренгой. Нас пять человек вместе со мной. Позже приехала моя жена с двухлетним сыном -мы сразу в два раза увеличили население Уренгоя, потому что жило там всего восемь человек, а сейчас стало пятнадцать. Подготовить наш маленький отряд к работе тоже было непросто.

— Ваш отряд вышел на площадку, которая оказалась в центре будущего города Новый Уренгой. Как она выглядела?

— Что такое эта площадка, мы почувствовали сразу, как только началась зима. Наш маленький отряд вышел на профиль, и загремели наши мирные взрывы. Какое аномальное лето было, такой же была и зима 1965 года -сплошные пурги, а вы же знаете — пурги, если начнутся, они не на один день.

Наши бедные балочки буквально расшатывало, ветер со снегом врывался в любую щель. Полосы снега лежали на столе, на нарах.

У нас был трактор, кстати, единственный в поселке, и наш тракторист Савельев вынужден был работать на два фронта. И на профиле, обеспечивая, так сказать, рабочий процесс. И обслуживая тех, кто оставался в поселке. Порой в поселке он работал дотемна, а утром уже надо быть на профиле, и это место все удалялось. И он — уже ночью — ставил двигатель на постоянный газ.

Но когда мы начали работать, в центре площадки оказалась землянка, где жил один связист — из тех, что обслуживали трассу правительственной связи. Она раньше шла по линии железной дороги. Землянка сохранилась, и мы всегда могли рассчитывать, что там найдем кров, тепло, могли перекусить, выпить крепкого полевого чаю. И снова в путь, снова в работу.

«Маленькая группа» Цыбенко подтвердила уникальные перспективы Уренгоя.

7. А где здесь отдел кадров?

Но вернемся к нашей хронике. Ведь мы еще не рассказали о первом караване — о санно-тракторном поезде, который в декабре 1973 года вышел из Надыма в восточном направлении. «Надымгазпрому» было поручено основать поселок, который вскоре назовут Новый Уренгой. Чтобы не путать с Уренгоем старым, что на правом берегу реки Пур. В этом переходе участвовал и мой коллега — корреспондент газеты «Тюменский комсомолец» Валерий Тюрин. В своем репортаже «Бросок на Уренгой» Валерий описывает, как колонна автомобилей «урал» и тракторов-бульдозеров двинулась фактически по прямой. Потому что даже зимника в этом направлении еще никто не протоптал. Словом, шли, трамбуя снег, срезая ножами бульдозеров замерзшие кочки. Проваливались в незамерзающие болота и даже бульдозер увязший вытаскивали спаркой из двух «уралов». Наверное, это были первые строки, написанные и напечатанные о городе, которого еще не было.

Сто километров одолели за десять дней.

«…И вот воскресенье. Бульдозеры уже расчищают площадку под вагончики, усталые машины приткнулись кто куда, и водители получили, наконец, долгожданный отдых.

В этот же день Брониславу Андреевичу Дьяченко, представителю «Надымгазпрома», пришлось выдержать осаду двух парней, видимо, прослышавших о прибытии колонны и примчавшихся на лыжах с ближайшей буровой. Первый вопрос, который они задали, был таков:

— Где тут у вас отдел кадров?

Вопрос этот поначалу удивил всех. Только Владимир Анатольевич Слин-кин, который представлял здесь ССУ-8 и которому предстояло строить город, отнесся к нему серьезно. Он уже знал, что через месяц отбоя не будет от желающих, как это уже случалось в Надыме…»

8. Все в жизни идет своим чередом

Мы увлеклись преодолением снежных пространств и геофизиками, и строителями. И едва не проскочили мимо других важных событий.

Например, что скважину, из-за которой спорили Эрвье и его коллеги, все-таки начали бурить в 1965 году.

Конечно, непростой вопрос: а что было бы, если руководители геологического управления согласились бы с докладной запиской Юрия Копелева и бросили бы все силы и ресурсы на Уренгой? Конечно, как мы говорим, опираясь на поддержку всей страны. Но что было, то было.

6 июня 1966 года первая на этом поднятии скважина показала мощь газового гиганта. Открыли, и что? Северные газовые трассы строились одна за другой, выстраивая сеть трубопроводов, начиная с тех, что ближе к потребителю — промышленности Урала. Пунга, Игрим, Похрома — и так далее — к северу и северо-востоку. А ведь даже первенец — Березовский газовый промысел — первые годы играл скорее пропагандистскую роль. Он работал только на поселок и жарочные печи местного рыбозавода. Пока не выстроили систему…

Тем, кто живет много лет в северных «газовых» (можно назовем их так?), кто даже и родился там, наверное, трудно поверить в картинку, которую автор увидел в августе 1969 года в самом центре теперешнего Надыма. А тогда еще не города, а просто точки на картах пилотов, она же станция на «мертвой дороге». Песчаные дюны, полуразрушенные бараки 501-й стройки, и посередине ржавые рельсы, бегущие из ниоткуда в никуда. И тут же новенький щит извещает, что сюда перебирается строительное управление треста «Севергазстрой». И началось. Освоение Медвежьего и строительство города. Первая многоэтажка, где на уровне третьего этажа красная надпись: «Девятой пятилетке — первый дом».

Надым стал плацдармом дальнейшего наступления. В частности, на Уренгой. И опять наша хроника то и дело забегает вперед. Не желает история Тюменского Севера выстраиваться в аккуратные колонны первопроходцев и тех, кто следует за ними (на первый-второй рассчитайсь!). Вот и мы забежали вперед. Но Уренгой уже открыт, и сработало «уренгойское притяжение» (была такая рубрика в передачах тюменского радио). Сюда потянули рельсы, вырос на пятьсот километров проект железной дороги Тюмень — Сургут — Нижневартовск. И построили прибавку за четыре года. Конечно — до старого Уренгоя. Потом заново пришлось строить бывшую «сталинку» непосредственно к самому городу. И не забыть никогда трансконтинентальный газопровод Уренгой -Помары — Ужгород. Вот тут и развернулся во всю силу наш мальчик, которого мы знали еще ребенком, делающим первый шаг. Через двадцать лет после того, как Юрий Копелев написал свою докладную записку. Понятно, что два десятка лет никто не сидел, сложа руки — ни строители городов и поселков, ни строители трубопроводов, ни транспортные строители. Ни сами геологи. Открывали расположенные все дальше и дальше месторождения: Ямбург, Харасавэй, Бованенково. Как пел Борис Вахнюк: «Все в жизни идет своим чередом. Eстественный ход важнее всего. Но очень нам нужно построить дом там, где не было его».

9. Спасибо всем

50 лет городу, который называется Новый Уренгой. Когда-то он был на самом краешке земли… А теперь он стал практически центром громадной газовой провинции. Спасибо за это всем. Геофизикам Копелеву и Цыбенко. Геологам Гире и Полупанову. Строителям Баряеву и всему ударному отряду имени XVIII съезда комсомола. Операторам по добыче газа Хворостяновой и Захаренкову. Коротчаеву и Молозину, транспортным строителям.

А в их лице — многотысячным коллективам, которые собственными руками создали сегодняшнюю Тюменскую область.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Новый Уренгой, 1984 год;Владимир Цыбенко;Сейсмики работают;Валерий Захаренков.;Новый Уренгой, 1984 год

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта